Учетная политика транспортной организации — образец

Раздельный учет по видам деятельности

В организации ведется раздельный учет доходов и расходов, относящихся к грузовым, пассажирским перевозкам, к транспортной экспедиции. Для раздельного учета расходов и доходов проводятся следующие мероприятия:

  • в структуре организации сформированы три подразделения с условными названиями «отдел грузоперевозок», «отдел пассажирских перевозок», «отдел экспедиции»;
  • определен состав работников, которые заняты в том или ином отделе;
  • направление (вид) деятельности (грузопассажирские перевозки или экспедиция) отражено в наименовании должностей сотрудников и в их должностных инструкциях;
  • каждый объект имущества организации приказом руководителя распределяется между основными направлениями деятельности. В случае, когда это сделать невозможно, указываются проценты использования между двумя видами деятельности;
  • расходы транспортного предприятия также распределяются между двумя видами деятельности;
  • любые иные виды расходов, характер которых не очевиден, распределяются между видами деятельности организации в процентном отношении (в зависимости от размера выручки, получаемой прибыли, от иного выбранной организацией показателя распределения).

Информация об изменении учетной политики

При внесении изменений в учетную политику организация должна об этом известить пользователей бухгалтерской отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008). Для этого в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрываются:

  • причина изменения учетной политики;
  • содержание изменений;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, которые связаны с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
  • данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию, если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию;
  • сумма соответствующей корректировки, которая относится к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Зачем нужна учетная политика?

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета в организации: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В ней устанавливается:

  • как организация группирует и оценивает факты хозяйственной деятельности;
  • как погашает стоимость активов;
  • как организует документооборот;
  • как проводит инвентаризации;
  • как использует счета бухгалтерского учета;
  • как формирует регистры бухгалтерского учета;
  • какие использует способы обработки информации.

От учетной политики, которую примет организация, будет зависеть:

  • величина прибыли, полученной организацией в ходе коммерческой деятельности;
  • величина налоговых платежей в бюджет.

Несмотря на то что бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех организаций, у каждой из них могут быть различные цели и задачи. Рекомендации, приемлемые и полезные для управления одним предприятием, могут быть вредны или бесполезны для других.

Поэтому, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, каждая автотранспортная организация должна самостоятельно формировать свою учетную политику (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ)).

Ответственным за формирование учетной политики является главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета автотранспортной организации (п. 4 ПБУ 1/2008).

Таким лицом может быть руководитель организации, который на основании приказа возложил функции главного бухгалтера на себя. Или уполномоченный представитель сторонней организации, которая осуществляет ведение бухгалтерского учета на основании договора об оказании бухгалтерских услуг (п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).

Обратите внимание! При формировании учетной политики нужно не только выбрать способ ведения учета, но и обосновать свой выбор (п. 7 ПБУ 1/2008)

По каждому отдельному элементу учетной политики нужно указать норму, в соответствии с которой организация принимает конкретное решение по данному вопросу.

Нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные.

При одновариантном нормативе установлен однозначный порядок учета конкретных фактов хозяйственной жизни, который обязателен для всех организаций. Например, при зачислении иностранной валюты на счет организации ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отражения операции по валютному счету организации. Других вариантов в данном случае нет. Общие положения, которые одинаковы для всех организаций, в учетную политику включать не следует.

В некоторых случаях законодательство допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета по каждому конкретному объекту или направлению учета. Например, начислять амортизацию по автотранспортным средствам бухгалтер может одним из четырех способов. Или же вести учет ГСМ можно по покупным или по учетным ценам.

При формировании учетной политики бухгалтеру нужно выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике.

Иногда способ ведения учета может быть не указан в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Тогда бухгалтер имеет право самостоятельно разработать соответствующий способ, соблюдая при этом все действующие Положения по бухгалтерскому учету, и указать его в учетной политике организации. Кроме того, при разработке способа ведения учета организация может использовать положения Международных стандартов финансовой отчетности (п. 7 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание! При разработке учетной политики организация не должна выходить за рамки, установленные законами или нормативными актами по бухгалтерскому учету. А что делать бухгалтеру в том случае, если нормативные документы по бухгалтерскому учету не учитывают специфики деятельности организации или не отражают по существу содержание хозяйственных операций?

А что делать бухгалтеру в том случае, если нормативные документы по бухгалтерскому учету не учитывают специфики деятельности организации или не отражают по существу содержание хозяйственных операций?

Пункт 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ разрешает бухгалтеру не применять правила учета, установленные действующим законодательством. При этом необходимо раскрыть и обосновать факты таких отступлений в учетной политике организации.

Базовые принципы перевозчика

Какими бы видами перевозок ни занимались организация или индивидуальный предприниматель, они являются непосредственными исполнителями оказываемых заказчикам транспортных услуг. Это означает, что практически все поступления они должны включать в свои доходы, и наоборот, всю оплату или выбытие активов относят к расходам. В учетной политике целесообразно прописать порядок признания доходов и расходов, разделение последних на прямые и косвенные, формирующие себестоимость грузовых, пассажирских и иных перевозок. Наряду с доходами и расходами в учетной политике автотранспортных предприятий не последнее место занимает учет собственного автотранспорта. Излагается много информации по объектам основных средств, начиная с порядка их признания, правил начисления амортизации и заканчивая учетом затрат на ремонт и обслуживание, а также порядком списания изношенных ТС. Проще, если автомобили арендуются, но здесь следует определиться с расходами, которые несет транспортное предприятие, выступающее в роли арендатора. Возможна другая ситуация, когда перевозчик выступает в роли арендодателя. Он вправе предоставлять транспортное средство в аренду без экипажа и с оказанием услуг по управлению ТС. Интерес представляет последний случай, ведь не секрет, что сегодня перевозчики пассажиров и грузов работают не только на условиях договора перевозки, но и на основании договора фрахтования, заключенного в письменной или в устной форме.

Различие в оформлении договорных отношений принципиально влияет на права и обязанности сторон договора (перевозки или фрахтования), то есть определяет правовые взаимоотношения участников сделки. Причем фрахтование, по сути, представляет собой частный вид перевозки пассажиров, в связи с этим основные права и обязанности сторон в обоих случаях во многом схожи. Перевозчик (фрахтовщик) обязан оказать услугу на тех или иных условиях, а пассажир (фрахтователь) обязан ее оплатить. Поэтому в отношении доходов и расходов исполнителя (перевозчика или фрахтовщика) различий не так уж и много. Все расходы по оказанию услуг берет на себя исполнитель договора перевозки или фрахтования, а у заказчика одна главная статья затрат — оплата оказанных услуг, которая в то же время является для перевозчика (фрахтовщика) доходом. Разница может возникнуть в терминологии: у перевозчика затраты связаны с содержанием и эксплуатацией ТС для перевозок, у фрахтовщика — с предоставлением в аренду ТС с экипажем. Иные принципиальные отличия для целей бухгалтерского учета не очевидны, чего нельзя сказать о налогообложении. В отличие от перевозок пассажиров, предоставление транспортных средств по договору фрахтования вызывает вопросы в отношении применения фрахтовщиком (арендодателем) специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД. Чиновники Минфина высказывают противоречивые мнения, то указывая на общий режим налогообложения (Письма от 24.09.2010 N 03-11-11/251, от 20.07.2010 N 03-11-11/204), то считая возможной «вмененку» (Письма от 03.06.2010 N 03-11-11/154, от 25.02.2010 N 03-11-11/33). Организации нужно сделать свой выбор, определив порядок налогообложения доходов, прописываемый в учетной политике.

Перевозчик и экспедитор в одном лице

Для бухгалтера любого предприятия, совмещающего несколько видов деятельности (особенно если они облагаются в рамках разных налоговых режимов), написать учетную политику — задача непростая. Сфера оказания транспортных услуг не исключение, здесь, как и везде, для правильного исчисления налогов (НДС, налог на прибыль, на имущество, единый налог по УСНО и ЕНВД) нужно делить показатели по видам деятельности. Отдельные операции делятся на этапе бухучета, на основе которого порой ведется налоговый учет. Приведем вариант учетной политики предприятия, которое занимается одновременно перевозками (как грузовыми, так и пассажирскими) и транспортной экспедицией. В представленной политике выделены основные, на взгляд автора, элементы и отражены не один, а несколько вариантов учета по тому или иному вопросу, упорядоченные в зависимости от практической применяемости. Бухгалтер, исходя из специфики и видов деятельности, может выбрать один из них по своему усмотрению и вписать в свой вариант учетной политики. Общие для всех правила учета отражать в учетной политике не надо, так как они полно и детально рассмотрены в соответствующих нормативных документах по бухгалтерскому учету. Это касается и налоговой политики, где указываются только те варианты налогообложения, которые можно выбрать из имеющихся в НК РФ, а также самостоятельно разработанные организацией правила налогообложения.

Вносим дополнения в учетную политику

В некоторых случаях автотранспортная организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.

Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (основных средств или нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС или налогом с продаж, и т.д. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.

Ведь утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые возникли в деятельности организации впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98). При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику организации нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Пример. Автотранспортная организация ООО «Ист-Лайн» в январе 2011 г. открыла на арендованной территории мастерские по ремонту автотранспорта.

Авторемонтные мастерские занимаются ремонтом транспортных средств ООО «Ист-Лайн» и оказывают услуги по ремонту грузовых и легковых автомобилей сторонним организациям.

В связи с появлением в составе автотранспортной организации нового подразделения ей необходимо внести дополнения в учетную политику. В частности, необходимо:

— пересмотреть рабочий план счетов:

включить в него счет 23 «Вспомогательное производство»;

ввести дополнительный субсчет второго уровня к счету 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка от продажи», для отражения выручки от реализации услуг по ремонту сторонним организациям;

установить порядок распределения расходов авторемонтных мастерских на услуги, оказанные ООО «Ист-Лайн», и услуги сторонним организациям;

ввести дополнительный субсчет к счету 10 «Материалы» для отражения запчастей, приобретенных авторемонтными мастерскими;

— дополнить график документооборота в отношении движения документов по авторемонтной мастерской;

— дополнить перечень лиц, которые имеют право подписи первичных учетных документов;

— установить порядок проведения инвентаризации на складе запчастей;

— дополнить способы оценки активов:

установить порядок учета и списания специальной одежды, которая выдается сотрудникам авторемонтных мастерских, а также специального инструмента;

определить порядок учета и оценки материалов и запчастей, которые используются авторемонтными мастерскими;

и т.д.

Дополнения в учетную политику были внесены на основании приказа руководителя ООО «Ист-Лайн» от 25 января 2011 г.

Какие документы есть еще:

  • Все документы из раздела «Автомобиль»
  • Рубрикатор всех типовых образцов и бланков документов

Что еще скачать по теме «Автомобиль»:

  • Форма бланка выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) на автотранспортное средство, на осуществление лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров
  • Форма бланка карточки допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров
  • Форма бланка лицензионной карточки на автотранспортное средство, выдаваемой к лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом
  • Форма журнала выдачи пропусков в период временного ограничения движения транспорта
  • Форма карточки учета эксплуатации аккумуляторной батареи
  • Важные нюансы при покупке фирмы
  • Процесс переписки квартиры на другого человека
  • Процесс получения визы в США
  • Процесс продажи машины
  • Процесс строительства гаража (с бюрократической точки зрения)
  • Строительство частного дома в городской черте

Приказ об учетной политике предприятия

В целях своевременного и правильного формирования показателей деятельности ООО «Автотранс», а также бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ

Приказываю утвердить:

  1. Политику для целей бухгалтерского учета на 2011 г. (Приложение N 1).
  2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета (Приложение N 2).
  3. Формы первичных учетных документов (Приложение N 3 ).
  4. Формы регистров бухгалтерского учета (Приложение N 4 ).
  5. Порядок документооборота (Приложение N 5 ).

Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2011 г.

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на исполнителя в лице:

  • главного бухгалтера, работающего по срочному трудовому договору (на условиях внешнего совместительства);
  • бухгалтера-специалиста, нанятого по трудовому (гражданско-правовому) договору.
    Директор                   Смирнов                       /И.С. Смирнов/

Эти приложения в статье не приводятся.

Чтобы облегчить читателю восприятие основной методологической части учетной политики, приведем наиболее существенные положения из рабочего плана счетов ООО «Автотранс».

Приложение N 2

к Приказу от 28.12.2009 N 01-У

Субсчета учета основных средств:

  • 01-1 «Транспортные средства, используемые в грузоперевозках»;
  • 01-2 «Транспортные средства, используемые в пассажирских перевозках»;
  • 01-3 «Имущество, используемое при оказании услуг транспортной экспедиции»;
  • 01-4 «Имущество, используемое во всех видах деятельности компании».

Субсчета учета амортизации по основным средствам:

  • 02-1 «Амортизация по транспортным средствам, используемым в грузоперевозках»;
  • 02-2 «Амортизация по транспорту, используемому в пассажирских перевозках»;
  • 02-3 «Амортизация по имуществу, используемому в транспортной экспедиции»;
  • 02-4 «Амортизация по имуществу, используемому во всех видах деятельности».

Субсчета учета НДС, предъявленного поставщиками и подрядчиками:

  • 19-1-1 «НДС по приобретенным ТС, подлежащий распределению»;
  • 19-1-2 «НДС по ТС, подлежащий включению в стоимость активов»;
  • 19-1-3 «НДС по ТС, подлежащий предъявлению к возмещению»;
  • 19-3-1 «НДС по приобретенным МПЗ, подлежащий распределению»;
  • 19-3-2 «НДС по МПЗ, подлежащий включению в стоимость активов»;
  • 19-3-3 «НДС по МПЗ, подлежащий предъявлению к возмещению».

Субсчета учета расходов на продажу организации:

  • 20-1 «Затраты по оказанию услуг по грузоперевозкам»;
  • 20-2 «Затраты по оказанию услуг по пассажирским перевозкам»;
  • 20-3 «Затраты по оказанию услуг транспортной экспедиции».

Субсчета учета доходов от продаж:

  • 90-01-1 «Доходы предприятия от грузоперевозок»;
  • 90-01-2 «Доходы предприятия от пассажирских перевозок»;
  • 90-01-3 «Доходы предприятия от транспортной экспедиции».

Субсчета учета себестоимости продаж:

  • 90-02-1 «Себестоимость оказания услуг по грузоперевозкам»;
  • 90-02-2 «Себестоимость оказания услуг по пассажирским перевозкам»;
  • 90-02-3 «Себестоимость оказания услуг транспортной экспедиции».

Следующее Приложение по праву является основной частью учетной политики.

Приложение N 1

к Приказу от 28.12.2009 N 01-У

Специальная одежда

Бухгалтерский учет спецодежды, выдаваемой водителям и другим работникам, включает выбор следующих возможных вариантов.

Установление порядка списания стоимости одежды водителей:

  • единовременно при вводе в эксплуатацию;
  • равномерно в течение срока носки;
  • единовременно по завершении срока носки.

Установление срока носки (использования) одежды водителей:

  • до года;
  • более года.

Определение порядка учета в зависимости от источника финансирования:

  • за счет выделенных на эти цели средств ФСС (в корреспонденции со счетом 69);
  • за счет увеличения общехозяйственных расходов (в корреспонденции со счетом 26).

Выбранный порядок распространяется на спецобувь и средства защиты водителей, механиков и иных работников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.