Новации, предложенные ФНС России
На официальном сайте ФНС России 15 марта 2011 г. был опубликован последний вариант проекта административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — Проект регламента).
В Проекте регламента существенных изменений в процедуре регистрации контрольно-кассовой техники ФНС России не предлагает.
Вместе с тем нельзя не отметить несколько положительных моментов для налогоплательщиков, применяющих ККТ.Во-первых, неполные или неправильно оформленные комплекты документов для регистрации ККТ должны приниматься налоговыми органами. Однако 5-дневный срок, отведенный на оказание государственной услуги, будет исчисляться с даты представления полного и правильно оформленного комплекта документов (п. п. 8, 18 Проекта регламента).Во-вторых, при наличии у налогоплательщика нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, ККТ регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений при наличии сообщения организации о создании обособленного подразделения территориальным налоговым органам по месту нахождения своих подразделений.
При наличии же нескольких обособленных подразделений у организаций в Москве и Санкт-Петербурге, расположенных на территориях разных инспекций, поставить ККТ на учет будет можно по местонахождению любого из подразделений (п. 12 Проекта регламента).В-третьих, устанавливается четкий график работы отделов инспекции, осуществляющих регистрацию ККТ (п. 24 Проекта регламента). В действующем Административном регламенте данный график отсутствует.
Таким образом, ФНС России предлагает упростить процедуру регистрации ККТ для ряда организаций с разветвленной сетью подразделений в одном городе (муниципальном образовании), а также предоставляет возможность невнимательным налогоплательщикам на месте исправить нарушения и недостатки в документах, не дожидаясь официального отказа.
Перерегистрация и снятие с учета контрольно-кассовой техники
Перерегистрация и снятие с учета ККТ в налоговом органе проводится также на основании заявления владельца, составленного в произвольной форме, в течение 5 рабочих дней со дня получения документа (п. п. 16, 28 Регламента).
Порядок перерегистрации ККТ изложен в Письме УФНС России по г. Москве от 22.04.2011 N 17-15/039641.
В заявлении о перерегистрации указываются причины перерегистрации ККТ с приложением подтверждающих документов. Также к заявлению прикладываются паспорт ККТ, подлежащей перерегистрации; карточка регистрации ККТ.
После получения заявления о перерегистрации и соответствующих документов налоговый орган должен:
— отпечатать фискальный отчет за весь период эксплуатации ККТ;
— перефискализировать ККТ (в связи с изменением реквизитов), сделать отметку о перерегистрации в паспорте ККТ и заверить ее печатью;
— внести изменение в книгу учета ККТ;
— заменить регистрационную карточку, приведя ее содержание в соответствие с новыми реквизитами;
— внести изменения в журнал кассира-операциониста.
Процедура снятия с учета ККТ в целом аналогична порядку постановки ее на учет. Отличие состоит лишь в том, что при снятии ККТ с учета вместе с заявлением необходимо представить карточку регистрации ККТ. Контролерами также снимается фискальный отчет за последние 3 года работы ККТ и краткий фискальный отчет за весь период его службы (п. 49 Регламента). Затем составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков.
Как нужно заверить заявление
Если у вас есть КЭП для работы с системами сдачи электронной отчетности в контролирующие органы, ею же можно воспользоваться и для постановки на учет всех касс вашей компании. Из-за технических особенностей не подойдет сертификат подписи, выданный для взаимодействия с ЕГАИС: сервисы ФНС не поддерживают используемые в нем средства криптозащиты.
Отключить
Заявление подписывается КЭП и передается в налоговый орган. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники (ст. 4.2 п.1 Закона № 54-ФЗ).
Нередко сертификаты электронной подписи выдаются на других ответственных сотрудников организации. Планируется, что позже ФНС предоставит возможность зарегистрировать ККТ в режиме онлайн по доверенности. Тогда поставить кассы на учет сможет не только руководитель, но и бухгалтер или, например, сотрудники обособленных подразделений.
Итого. Заверить заявление на регистрацию ККТ получится только сертификатом подписи, оформленным на руководителя (или ИП). При этом можно использовать ту же КЭП, что и для входа в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Заявление — первый этап онлайн-регистрации кассы
в сервисе ОФД
— адрес и наименование торговой точки, где будет установлена ККТ,
— модель и заводской номер ККТ,
— модель и заводской номер фискального накопителя.
Отключить
Далее нужно поставить галочку, если ККТ будет использовать в одном из перечисленных случаев:
— в автономном режиме, без передачи данных ОФД. В таком режиме могут работать все владельцы ККТ вплоть до 1 февраля 2017 года. Этот режим (без ограничений по времени) подходит также ИП и организациям, расположенным в местностях, удаленных от сетей связи. Они могут применять ККТ, не передавая фискальные данные в налоговые органы через операторов фискальных данных (п. 7. ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Передать все записанные в фискальный накопитель данные в налоговый орган такие организации должны только при замене фискального накопителя;
— при организации и проведении лотерей, азартных игр;
— при осуществлении деятельности банковского платежного агента/субагента и /или платежного агента/субагента;
Отключить
— для развозной или разносной торговли;
— если ККТ входит в состав автоматических устройств для расчетов (торговых автоматов). Дополнительно здесь вводится номер автоматического устройства;
— если ККТ является авторизированной системой для БСО.
В конце заявления нужно прописать выбранного оператора фискальных данных и его ИНН. Конечно, это не касается тех, чьи кассы будут работать в автономном режиме.
Итого. Чтобы инициировать процедуру регистрации ККТ, необходимо подать заявление.