МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2016 г. N 03-01-11/8689
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и сообщает.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) установлена единая ставка в размере 13 процентов. При этом для отдельных видов доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ и оказанием услуг, установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
Следует учитывать, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков за счет легализации оплаты труда многими работодателями способствовало увеличению поступлений налога на доходы физических лиц.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
При этом следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены меры, направленные на налогообложение престижного потребления путем увеличения налоговой нагрузки на собственников дорогих объектов недвижимости и дорогих легковых автомобилей, в рамках налога на имущество физических лиц, а также транспортного налога.
Так, по налогу на имущество физических лиц главой 32 Кодекса (в редакции Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ) с 1 января 2015 года предусмотрено повышенное налогообложение зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, гаражей и машино-мест, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб. Предельная налоговая ставка таких объектов составляет 2 процента.
Для дорогих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн руб.) с 1 января 2014 года предусмотрено применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога.
Одновременно сообщаем, что в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 указано на необходимость стабильного законодательства и предсказуемых правил (включая налоги), а также предложено на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия.
[править] Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России
- Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведет к еще большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу. Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
- Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды. Это усилит межрегиональную политическую напряженность, для снятия которой центру, возможно, придется частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
- В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5% от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя все общение с налоговиками. Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоев населения.
- В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
- В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для ее введения.
Последние новости
29 Мая 2020 18:00
«Газпром» отказался снижать цену для Белоруссии и потребовал вернуть долг
29 Мая 2020 15:00
За сутки в России от коронавируса умерли 232 человека. Это новый максимум с начала пандемии
29 Мая 2020 12:00
Минздрав придумал, как справиться с коронавирусом: Нужно убрать из статистики всех бессимптомных больных
Новости smi2.ru
29 Мая 2020 10:30 – КПРФ
Юрий Афонин: Драпировка Мавзолея в 75-летнюю годовщину исторического Парада Победы будет особенно нелепой и кощунственной
28 Мая 2020 19:30 – КПРФ
Геннадий Зюганов: Надо приступать к работе, и как можно скорее
28 Мая 2020 18:00
Фокусы дагестанской статистики – 2. Вся страна оказывает помощь республике, а там официально осталось всего 26 болеющих коронавирусом
28 Мая 2020 16:30
Топ-менеджеры «Газпрома» скрывают от правительства миллиардные потери
28 Мая 2020 15:00 – КПРФ
Конференция «Русская культура и советский патриотизм — важнейшие факторы единения народов на пространстве СССР». Прямое вещание
28 Мая 2020 13:30 – КПРФ
Коммунистов Амурского города Свободный осудили за возложение цветов 9 Мая
28 Мая 2020 12:00
Чиновники решили все-таки выяснить реальные цифры по смертности от коронавируса
28 Мая 2020 10:30 – КПРФ
В КПРФ заявили, что олигархическая буржуазия довела отечественное здравоохранение до коллапса
27 Мая 2020 19:30 – КПРФ
Геннадий Зюганов: Красная площадь должна обрести тот облик, который она имела в победном 1945-м!
27 Мая 2020 18:00
Более 2 млн россиян уволили с 1 апреля в связи с пандемией коронавируса. Путин предложил увеличить пособие в 3 раза… до 4,5 тысяч рублей
27 Мая 2020 16:30 – КПРФ
«Век Республики»: Геннадий Зюганов принял участие в онлайн-собрании, посвященном 100-летию образования Татарской АССР
27 Мая 2020 15:00
Число заболевших коронавирусом в России превысило 370 тысяч человек
Новости smi2.ru
27 Мая 2020 13:30
Ассоциация заслуженных врачей потребовала ввести мораторий на уголовное преследование врачей
27 Мая 2020 12:00
В «Единой России» бурно опровергают информацию о том, что Медведев возглавит Госдуму
27 Мая 2020 10:30 – КПРФ
В КПРФ заявили, что градус атаки на партийную систему продолжает подниматься
[править] Прогрессивная шкала и налоговые льготы
Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:
1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).
2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д.
3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д.
4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).
При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом в настоящее время получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.
Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:
— если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;
— для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;
— для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;
— к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.
Подробнее см. таблицу:
Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода | Налоговая ставка |
---|---|
До 180 000 руб. | 0,00 % |
От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. | 13 % с суммы, превышающей 180 тыс. руб. |
От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. | 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб. |
От 100 000 001 руб. и выше | 29 568,6 тыс. руб. + 70 % с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб. |
Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2 000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.
Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.