Разработчики стандартов
На сегодня общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Минфином России главным образом через положения по бухгалтерскому учету, нормативные акты и методические указания, не считая, конечно, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Согласно законопроекту бухгалтерский учет будет регулироваться через государственные (уполномоченные федеральным органом организации, а также отраслевые министерства и ведомства) и негосударственные структуры (некоммерческие саморегулируемые организации). Первым федеральными законами будут предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета, т.е. утверждению национальных и отраслевых стандартов. Вторые будут разрабатывать проекты национальных стандартов и рекомендации в области бухгалтерского учета, участвовать в подготовке программы разработки и экспертизе проектов (ст. 23 законопроекта).
Таким образом, к разработчикам национальных стандартов не относятся вузы, осуществляющие подготовку бухгалтеров и аудиторов, аудиторские фирмы, консалтинговые организации, оказывающие бухгалтерские услуги, так как непосредственно они не являются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п. 1 ст. 26 законопроекта).
Для проведения экспертизы проектов национальных стандартов будет образован комитет по стандартам бухгалтерского учета, состоящий из десяти представителей органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности (они подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25% их общего числа) и пяти представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. 5 ст. 24 законопроекта). Поскольку соотношение «представители народа/представители власти» будет 2:1, хочется надеяться, что правила ведения бухгалтерского учета в виде национальных стандартов все-таки будут проще и понятнее для всех.
Что касается Плана счетов, то независимо от вида экономической деятельности он будет устанавливаться национальными стандартами (пп. 5 п. 3 ст. 20 законопроекта). То есть бухгалтерский учет будет осуществляться так же, как и сейчас, посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не будет установлено национальными стандартами. Этот процесс будет происходить, видимо, по тому же сценарию, что и с бюджетными организациями, для которых Минфин России уже разработал Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа (Письмо от 25.04.2011 N 02-06-07/1546).
Данные Рекомендации были разработаны в связи с вступившими в силу с 01.01.2011 поправками, направленными на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений (Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Напомним, что в результате реформирования государственные (муниципальные) учреждения должны быть преобразованы в казенные, бюджетные (нового типа) или автономные. При этом для каждого типа учреждений действует свой План счетов бухгалтерского учета.
Можно также предположить, что в будущем году небольшими предприятиями, для которых предусматриваются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая минимизированный объем годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, система двойной записи может вообще не применяться.
Виды стандартов
Одним из ключевых моментов законопроекта является расширение видов применяемых в практике бухгалтерии стандартов. На сегодня под стандартами понимаются, прежде всего, всем известные Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н), «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и др. Со следующего года для бухгалтеров основными стандартами будут: международный, национальный, отраслевой стандарты и стандарт бухгалтерского учета (п. 1 ст. 3 законопроекта).
К международным стандартам относятся стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта. В настоящее время около 36% крупных российских компаний ведут учет по международным стандартам. Поэтому многим бухгалтерам хорошо знакомы Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS), ОПБУ США или ОПБУ Великобритании.
Кроме того, всем известно, что Международные стандарты финансовой отчетности могут использоваться при разработке организацией способа ведения бухгалтерского учета для формирования учетной политики в том случае, когда по конкретному вопросу в нормативных правовых актах соответствующие способы не установлены (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Примечательно, что система международных стандартов финансовой отчетности, адаптированная для нашей страны, может быть введена в России уже в 2011 г. Принятые документы международных стандартов, информация о документах международных стандартов, находящихся в процессе признания, а также сведения об этапе признания, на котором находится тот или иной документ, будут размещаться на официальном сайте Министерства финансов РФ в сети Интернет. Вместе с тем принятые документы будут опубликованы в официальных печатных изданиях.
Введение международных стандартов в повседневную жизнь российских организаций, конечно, не будет означать того, что страна отойдет от своих национальных правил, которые намного объемнее и где предусмотрены самые разные практические ситуации. В связи с предстоящими изменениями впервые вводится понятие «национальный стандарт». Под ним понимается стандарт бухгалтерского учета, утвержденный уполномоченным федеральным органом. Очевидно, что этот вид стандарта заменит привычные для всех положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.
Следующий вид стандарта — отраслевой — существовал и ранее. Он утверждается органом государственного регулирования бухгалтерского учета, т.е. отраслевым министерством (комитетом) или ведомством. Подобные регламенты действуют сегодня в виде отраслевых методических указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности, например, на предприятиях агропромышленного комплекса, в лесозаготовительных, энергетических, научно-проектных и других отраслях. Они действительно упрощают процесс формирования бухучета на предприятиях и дают единообразную методологию учета в отрасли.
И последний стандарт — стандарт бухгалтерского учета — устанавливает минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Этот вид регламента будет дополнять все предыдущие в случаях, отражающих специфику деятельности и уникальность предприятия или частного предпринимателя. К ним относятся: учетная политика по бухучету, положение по калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), инструкция по вводу данных в автоматизированную систему и т.д.
Рекомендации в области бухгалтерского учета также будут иметь место. Напомним, они содержат подробные комментарии к основному документу (закону), примеры и применяются для содействия в правильном понимании и трактовке особенно сложных моментов. По законопроекту рекомендации в области бухгалтерского учета могут применяться предприятиями на добровольной основе (п. 7 ст. 20 законопроекта).
Другие нововведения
Кроме нового смысла понятия «стандарт» в законопроекте есть и другие новшества.
Во-первых, привычные «хозяйственные операции» заменены на «факты хозяйственной жизни», под которыми понимаются сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Действительно, в бухучете всегда отражаются операции, которые операциями как таковыми не являются, в частности отражение отложенных активов и обязательств, условных фактов хозяйственной деятельности и пр.
Во-вторых, в понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» включена информация о движении денежных средств за отчетный период.
В-третьих, введено понятие «отчетный период». Отчетный период в бухучете — это период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 3 законопроекта).
Напомним, что в Законе N 129-ФЗ присутствует только понятие «отчетный год», т.е. календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (ст. 14). Надо отметить, что само по себе понятие, конечно, не ново, так как оно не один год применяется в налоговом законодательстве, где под ним понимается временной промежуток, по истечении которого налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представить в налоговый орган налоговую отчетность применительно к каждому отдельному налогу. По налогу на прибыль, например, отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 Налогового кодекса РФ).
В-четвертых, со следующего года персональное ведение бухгалтерского учета лично руководителем могут позволить себе лишь предприятия малого и среднего бизнеса. А в организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в страховых организациях, а также в негосударственных пенсионных фондах бухучет может вести только тот главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета), который соответствует требованиям, установленным в п. 3 ст. 7 законопроекта:
наличие высшего профессионального образования;
наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отличным от специальностей бухгалтерского учета и аудита, — не менее пяти лет из последних семи календарных лет
Обратите внимание, что речь идет только о последних местах работы, а не о стаже вообще.. Пример 1
Консультант имеет высшее профессиональное образование по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». С 2001 по 2007 г. он работал аудитором, а начиная с 2008 г. — консультантом
Пример 1. Консультант имеет высшее профессиональное образование по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». С 2001 по 2007 г. он работал аудитором, а начиная с 2008 г. — консультантом.
Налоговому консультанту такой высокой квалификации от предприятия — заказчика консалтинговых услуг, оказываемых с его участием, в 2011 г. поступило предложение по работе в качестве главного бухгалтера в публичной компании, входящей в структуру предприятия.
Однако работать на этой должности он не имеет права, так как работа аудитора и консультанта — не одно и то же, а специализация в области консалтинга в требованиях законодателя не зафиксирована;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
- членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Если услуги бухучета оказывает юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор оказания услуг, то оно должно иметь не менее одного соответствующего перечисленным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор.
Вместе с тем перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу нового федерального закона уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях (п. 2 ст. 30 законопроекта).
К главным бухгалтерам других организаций, по-видимому, требования к квалификации останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет (см. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).