Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?
При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.
Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.
Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.
Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.
Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.
Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:
- производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
- производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
- производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
- компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
- экспортеры товаров и упаковки.
Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.
Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».
Кто должен платить экологический сбор?
Указанным выше законом этот сбор введен в 2015 году (ст.24.5). В соответствии с положениями нормативно-правового акта, обязанность оплачивать этот сбор ложится на субъекты хозяйственной деятельности.
К таким субъектам относятся предприниматели – физические и юридические лица, которые производят или импортируют товары, нуждающиеся в утилизации после утраты потребительских качеств. Обязанность в полной мере ложится и на те субъекты, которые занимаются обращением товаров в упаковке, подлежащей утилизации.
Важно знать! Обязанность уплачивать экологический сбор появляется только в том случае, если не выполняются мероприятия и обязанности по утилизации.
К тем, на кого ложится обязанность оплачивать экологический сбор, относятся импортеры и производители следующих товаров:
- текстиль;
- одежда;
- бумажные канцелярские товары.
Полный перечень товаров содержится в распоряжении Правительства РФ № 1886-р, выданного 24.09.15. При этом не только для каждой группы отходов, но и по каждому виду товаров и упаковки предусмотрены расчетные коэффициенты. Они необходимы при подсчетах объемов утилизации, выполнение которых освобождает субъект от уплаты налогового сбора.
Речь ведется не о товарах, которые не утратили потребительские свойства. Имеется в виду, что их использование обязательно приводит к образованию отходов. И если фирма производит или импортирует такой товар, ей придется уплачивать экологический сбор. Чтобы этого не делать, придется высчитывать объемы отходов, которые нужно утилизировать фирме самостоятельно, чтобы снять обязательство об уплате сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона).
Соответственно, таким фирма необходимо:
- Рассчитать объемы отходов, взяв за основу норматив утилизации для экологического сбора;
- Провести утилизацию, собрав отчетные документы;
- Предоставить их вместе с заявлением об освобождении от уплаты сбора в Росприроднадзор.
Проблема в том, что сложно провести объективный расчет объемов для утилизации по следующим причинам:
- Нет утвержденных нормативов для вычисления этих объемов —
- Не предусмотрена форма отчетности, по которой можно сообщить о проведенной утилизации.
На данный момент есть только проекты постановлений Правительства РФ. Вместо этого подается заявление в свободной форме с прилагаемыми документами о проведенной утилизации. На основании этого заявления принимается решение об освобождении от экологического сбора или нет.
Сроки оплаты экологического сбора и форма отчетности
Срок уплаты экологического сбора –до 15 апреля. Подается один раз в год. То есть, за 2019 год нужно отчитаться не позднее 15 апреля 2020 года.
Если для подачи сведений по утилизации формы не предусмотрено, для отчетности по сбору она установлена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488. Ожидается ее изменение.
При заполнении этой формы нужно указать:
- Наименование территориального органа Росприроднадзора, в который подается отчет;
- Информацию о производителе/импортере: юридическое название и адрес, ИНН, КПП, код по ОКВЭД, контактный телефон;
- Расчет суммы сбора, которую составляет совокупность сумм за готовые товары и за упаковку;
- Должность и подпись руководителя;
- Дата заполнения формы.
Ставки экологического сбора устанавливаются правительственным постановлением (№284 от 9.04.16). Они действуют и на 2020 год. В соответствии с этим нормативным актом определены, например, такие ставки сбора:
- Для готовых текстильных изделий, за исключением одежды, а также для ковров и ковровых изделий – 16304 р./т;
- Для спецодежды, верхней одежды и нательного белья – 11791 р./т;
- Для деревянных строительных изделий и тары – 3066 р./т;
- Для бумаги и гофрированного картона – 2378 р./т.
- Для металлических упаковок из стали и алюминия – 2423 р./т.
Это не полный список. Постановлением предусмотрены ставки для 54 групп товаров.
Нередко экологический сбор путают с оплатой за негативное воздействие на окружающую среду. Если в первом случае обязанность появилась сравнительно недавно, то во втором она существует с 10 января 2002 года. Именно тогда она была установлена Законом об охране окружающей среды №7-ФЗ. Кроме того, действует еще и экологический налог. Все эти особенности должен учитывать субъект, если он импортер или производитель товаров, подлежащих утилизации.
Экологический сбор. Основные вопросы в 2019 году.
В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?
Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:
- производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
- импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
- организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Такой порядок установлен в пункте Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН. Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.
- Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
- При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.
Новый перечень применяйте только с 2018 года
Как мы же сказали, Перечень товаров, которые попадают под сбор, утвердило Правительство РФ своим распоряжением от 28.12.2017 № 2970-р. Это относительно новый документ. Он состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. В данном разделе для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает 8 групп товаров. Для товаров в данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использовани
Однако при отчете за 2017 год надо использовать старый перечень из распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р. Не перепутайте. |
Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.
Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:
- Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
- Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
- Группа № 3 «Спецодежда»
- Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
- Группа № 5 «Белье нательное»
- Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
- Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
- Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
- Группа № 9 «Тара деревянная»
- Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
- Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
- Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
- Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
- Группа № 14 «Нефтепродукты»
- Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
- Группа № 16 «Изделия из резины прочие»
- Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
- Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
- Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
- Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
- Группа № 21 «Стекло полое»
- Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
- Группа № 23 «Тара металлическая легкая»
- Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
- Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»
- Группа № 26 «Техника бытовая электронная»
- Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
- Группа № 28 «Аккумуляторы»
- Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»
- Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
- Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»
- Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
- Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
- Группа № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
- Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
- Группа № 36 «Услуги по изданию газет»
В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?
Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2019 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2019 год необходимо до 15 апреля 2020 года включительно.
Если плательщик экосбора не отчитается в указанные сроки, либо представит недостоверные сведения, он может быть привлечен к ответственности по статье «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ:
— для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
— для ИП — от 50 до 70 тыс. рублей;
— для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей КоАП РФ установлен административный штраф:
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
- для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.