Что меняется
В отношении платы за НВОС в 2019 году подвижки следующие:
- министры проиндексировали ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- ввели новые ставки платежей за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО).
Так, ставки платы за НВОС в 2019 году такие же, как в 2018 году, но по ним введён коэффициент 1,04. То есть, платежи проиндексированы на уровень инфляции и вырастут в 2019 году на 4 процента от ставок 2018 года.
Также см. «Кто платит экологический сбор с 2018 года: разъяснение».
Размеры платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками (159 видов веществ)/за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (159 видов веществ)/за размещение отходов производства и потребления на 2018 год закреплены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.
Кроме того, плата за НВОС в 2019 году пополнится платежами за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности на 2018–2025 годы. Это происходит в рамках перехода на новую систему тарифного регулирования.
В 2018 году их ставка составляет 95 рублей за тонну, однако в 2019 году за размещение ТКО придётся отдавать уже 194,5 рублей за тонну, а в 2020 году – 293,9 рубля.
До 2018 года ставки платы за НВОС при размещении ТКО власти вообще не устанавливали. Ранее были утверждены только ставки платы для малоопасных отходов производства и потребления (IV класса опасности). В 2018 году размер таких платежей составляет 663,2 рубля за 1 тонну.
Как видно, ставка платы за ТКО на 2018 год в 7 раз ниже по сравнению со ставкой платы для отходов производства и потребления IV класса опасности.
Почему власти проявляют такой интерес к ТКО? Дело в том, что стоит задача вовлечь твёрдые коммунальные отходы, подлежащие утилизации, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников:
- сырья;
- энергии.
Негативное воздействие на окружающую среду – это влияние хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды».).
По закону обязанность вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии:
- Заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО.
- Утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего региона.
Также см. «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2017 год в 2018 году: образец заполнения».
Как уменьшить платежи и чем грозит неуплата
Поправки, как и существующая норма, будут предоставлять для физических лиц и организаций возможность снижать величину экологического налога. Для этого им нужно проводить мероприятия по уменьшению загрязнений окружающей среды, затраты на которые вычитаются из расчетной величины платы за загрязнение.
Нововведениями законопроекта по экологическому налогу является введение больших штрафных санкций за непостановку на учет в соответствующем органе. Сегодня данный вопрос регламентируется ст. 8.45 КоАП РФ, согласно которой предприятием грозит штраф 30 000 – 100 000 рублей. После вступления в силу поправок к НК РФ, нарушителей при отсутствии оснований будут наказывать согласно ст. 16 НК РФ. Штрафные санкции минимально будут составлять 40 000 рублей. При расчете штрафа доход за время ведения деятельности без постановки на учет будет умножаться на ставку 10%.
Стратегические направления экологической безопасности России
Экологические налоги в ЕС являются важным инструментом защиты окружающей среды. Предприятия платят значительные отчисления, которые расходуются на очистные и восстановительные мероприятия.
Компенсация вреда от автомобилей
В России этому вопросу стали уделять больше внимания в последние годы. Правительством разработана «Стратегия экологический безопасности» до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ № 176). В документе определены вызовы и угрозы безопасности экологии страны, предложены меры по улучшению текущей ситуации для решения экологических проблем России.
Автомобили причисляются к объектам, которые активно загрязняют воздух. Для решения этой проблемы предлагается заменять бензиновые машины электромобилями. С целью популяризации электрокаров в «Стратегии развития автомобильной промышленности» предлагается ввести экологический налог на автомобиль, с одновременным введением льгот по транспортному налогу для владельцев электрокаров.
Кроме того предлагается внедрять механизмы, увеличивающие стоимость владения старой неэкологичной машиной (повышать транспортные налоги). Это приведет к более активному обновлению автопарка. Существующие эффективные экологические налоги в США и Европе приводят к созданию рециклинговой структуры (возвращение отходов в круговорот производства и потребления) со скоростью выбытия до 8% ежегодно.
Нововведения для курильщиков
Ущерб для атмосферы, который причиняют курильщики, значителен. Поэтому Минздрав предложил свои поправки в проект закона, касающиеся экологического налога на курение. Безусловно, отследить всех граждан с сигаретами налоговые органы не смогут. Поэтому обязанность по уплате экологического налога на курильщиков будет возложена на производителей соответствующих товаров.
Издержки изготовители планируют закладывать в стоимость продукции, поэтому, в конечном счете, возмещать ущерб экологии станут сами курильщики. Точного механизма для данных предложений пока нет, как и нет уверенности, что поправки Минздрава будут учтены при принятии законопроекта.
Какие экологические платежи нужно уплачивать и кому
Основным документом нормативного характера, регулирующим охрану экологии, является закон от 10.01.02 № 7-ФЗ. Текстом акта определено загрязнение как поступление веществ и (или) энергии в окружающую среду, которое оказывает на нее негативное воздействие. Все негативно влияющие объекты разделяются на 4 категории, где объекты 1 категории наиболее опасные.
- объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
- объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
- объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
- объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).
Плата за загрязнение или экологический налог в 2018 году является обязательным платежом.
К плательщикам относят юридических и физических лиц, хозяйственная деятельность которых приводит к образованию отходов. На учет в налоговые органы собственники должны ставить объекты по месту их нахождения. Учет поставленных объектов производится Росприродназдором.
Как рассчитывают платеж
База для расчета экологического платежа определяется исходя из объема либо массы выбросов. При расчете базовую величину умножают на соответствующую ставку и дополнительные коэффициенты, установленные постановлениями Правительства РФ. Расчет экологических налогов производится плательщиком самостоятельно. Экологический налог в России в 2019 году будет взиматься с плательщиков в виде существующей платы за загрязнение.
Перечисляемые суммы на сохранение благоприятной обстановки в сфере экологии страны зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством. Однако существующая плата признана малоэффективной, и Минфин подготовил законопроект о введении экологического налога.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 октября 2019 г. N 19-47/26920 «О применении коэффициентов при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду»
27 ноября 2019
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо от 18.10.2019 N H19/00857-ГО по вопросу применения коэффициентов к ставкам при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, II категории, и сообщает.
В настоящее время в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Правила), вносятся изменения, учитывающие вопросы выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчётности с 01.01.2019, лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории, исходя из изменений, внесённых в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 219-ФЗ).
В частности, в пункте 12 Правил уточняется, что в случае непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица для расчёта платы используют формулы, предусматривающие применение к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 (за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых с превышением установленных лимитов на их размещение) и 25 (за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду), установленных пунктом 8 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Одновременно необходимо обращать внимание, что с 01.01.2020 согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ указанные коэффициенты принимаются равными 25 и 100. При этом Правила дополняются изменениями, вводящими новые формулировки в действующий пункт 20, а также вводящими новую формулу для исчисления платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в случае отсутствия у хозяйствующих субъектов комплексного экологического разрешения, непредставления декларации о воздействии на окружающую среду и предусмотренной законодательством отчётности
При этом Правила дополняются изменениями, вводящими новые формулировки в действующий пункт 20, а также вводящими новую формулу для исчисления платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в случае отсутствия у хозяйствующих субъектов комплексного экологического разрешения, непредставления декларации о воздействии на окружающую среду и предусмотренной законодательством отчётности.
Изменения в Правила в настоящее время находятся на стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Исполняющий обязанности ДиректораДепартамента финансово-экономического обеспечения | К.М. Люкманов |
Какие коды бюджетной классификации использовать
Правильно указанный код бюджетной классификации (далее — КБК) гарантирует, что деньги поступят по назначению, плательщик не выйдет на просрочку, не будет привлечен к административной ответственности и оштрафован. КБК вписывается в 104-е поле платежного поручения.
До прошлого года для взносов за размещение отходов указывался единый КБК для разных видов деятельности — 048 1 12 01040 01 6000 120. 28 февраля 2018 в перечень КБК были внесены изменения и введено разделение:
- 048 1 12 01041 01 6000 120 — отчисление за размещаемые отходы производства;
- 048 1 12 01042 01 6000 120 — отчисление за размещаемые твердые коммунальные отходы.
Теперь организации и лица, ответственные за образование отходов и их последующее размещение, должны указывать КБК с подстатьей доходов 041, а операторы, ответственные за обращение с ТКО и их размещение, — КБК с подстатьей доходов 042.
Все предприниматели, чья деятельность негативно влияет на экологическую ситуацию, обязаны платить за размещение отходов. Сэкономить получится, если модернизировать производство и снизить уровень вредного влияния на экологию.