Платежи за размещение отходов
В любой производственной деятельности образуются отходы. По мнению судов, если у компаний и ИП образуются хозяйственные отходы, то они обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.11 № А41-45741/10).
Однако Президиум ВАС РФ посчитал такое мнение ошибочным. Ведь обращение с отходами — это деятельность по сбору отходов, обезвреживанию, хранению, транспортировке и размещению (ст. 1 Закона об отходах). Хранение отходов осуществляется в специальных объектах для последующего захоронения, обезвреживания или использования (ст. 12 Закона об отходах). Такие объекты внесены в отдельный государственный реестр, и для их создания требуется специальное разрешение. Компании, имеющие подобные объекты, должны получать лицензию. По мнению Президиума ВАС РФ, именно организации, занимающиеся хранением и захоронением отходов, являются плательщиками экологического платежа (постановления от 17.03.09 № 14561/08 и от 20.07.10 № 4433/10).
Нижестоящие суды придерживаются аналогичного мнения (постановления ФАС Уральского от 11.10.12 № Ф09-8837/12, Восточно-Сибирского от 17.03.11 № А19-17428/10, Волго-Вятского от 31.05.10 № А79-3668/2009, Центрального от 03.02.10 № А23-1764/09А-11-67 и Северо-Западного от 23.11.09 № А05-9018/2009 округов).
Организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, не обязаны уплачивать экологический платеж. В частности, это касается компаний, которые просто накапливают отходы для последующей их передачи специализированной организации (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.11 № 709/11).
Однако такие компании не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. В противном случае к ним может быть применена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.12 № А75-512/2012).
Взимание со специализированных организаций не предвиденных ими выплат за ущерб окружающей среде противоречит Конституции РФ. На это указал Конституционный суд РФ в постановлении от 05.03.13 № 5-П. На практике рассматривался спор, в котором нижестоящие суды отметили, что на основании договоров компания принимала на себя обязательства от контрагентов по приемке и захоронению отходов. Соответственно к ней перешло право собственности на эти отходы. Следовательно, она обязана перечислить в бюджет плату за размещение отходов как за один из видов негативного воздействия на окружающую среду (ст. 23 Закона об отходах).
Однако Конституционный суд РФ пришел к выводу, что специализированная организация, оказывающая услуги по размещению отходов производства и потребления, не могла предвидеть, что на нее будет возложена обязанность по внесению платы за размещение отходов. Соответственно она не могла предусмотреть в договоре с организацией, в результате деятельности которой образуются отходы и на которую в любом случае должно ложиться экономическое бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов, условие об учете данного платежа в стоимости оказываемых услуг. Значит, даже при отсутствии такого условия в договоре специализированная организация вправе не уплачивать экологические платежи.
А. Анищенко,аудитор ООО «Аудиторская фирма “Атолл-АФ”»
Расходы на очистку сточных вод
На практике многим промышленным компаниям приходится прибегать к услугам по очистке сточных вод. В первую очередь это касается компаний, имеющих сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Президиум ВАС РФ в постановлении от 24.01.06 № 7317/05 отметил, что в случае, если прием сточных вод производится на основании договора, которым предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то такой платеж признают в качестве дифференцированного тарифа за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Такие затраты являются платой за услуги по приему и очистке сточных вод и учитываются в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Поддерживает такую точку зрения и Минфин России в письме от 25.09.07 № 03-03-06/1/697. Однако финансовое ведомство отмечает, что между организацией-абонентом и компанией водопроводно-канализационного хозяйства договором должна быть предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города.
Компания вправе учесть в расходах и стоимость услуг сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом контролеры зачастую предъявляют претензии к порядку признания в налоговом учете расходов на определение класса опасности отходов и стоимости услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По мнению налоговиков, эти затраты учитываются равномерно — в течение срока действия этих нормативов. Однако суды признают правомерность единовременного учета спорных расходов, поскольку длящиеся отношения между заказчиком и исполнителем в данной ситуации отсутствуют (постановление ФАС Уральского округа от 17.01.12 № Ф09-8803/11).
Как рассчитывается плата за загрязнение окружающей среды
Расчет платежа за НВОС достаточно сложен. На него влияет множество факторов – количество выбросов, их состав, а также индивидуальность учитываемых значений. Поэтому говорить о расчете в обзорной публикации можно лишь обобщенно. Ключевое влияние на размер платы оказывают:
- количество производимых отходов;
- достижение установленных значений. К примеру, существуют показатели нормативные, для которых определена одна ставка (различная в зависимости от вида отходов), сверхнормативные, т. е. превышающие допустимые нормы (для них ставка расчета существенно выше). Постановлением Правительства № 913 от 13.09.2016 утверждены ставки платы за НВОС;
- различие видов отходов по представляющей для природной среды степени опасности.
Исходя из перечисленных критериев, к основным видам вредных веществ применяются ставки, а также коэффициенты (повышающие или понижающие в зависимости от деятельности предприятия, инфляции, региона, в котором находится предприятие). Размер платежа рассчитывают произведением объемных показателей отходов (по каждому виду) на применяемую ставку и коэффициент, затем суммированием всех исчисленных значений.