Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177 О добросовестности налогоплательщика при заключении сделок с контрагентами
8 мая 2009
Вопрос: В последнее время участились случаи, когда налоговые органы, проводя в порядке контроля проверки различных организаций, привлекали налогоплательщиков к ответственности, мотивируя это тем, что договоры ими заключены с так называемыми «фирмами-однодневками», имеющими адреса «массовой» регистрации, «массовых» учредителей, «массовых» директоров. Нашей организации налоговый орган в устной форме подтвердил тот факт, что при наличии взаимоотношений с подобными «однодневками» у ООО могут возникнуть проблемы с контролирующими органами.
Учитывая то обстоятельство, что наша организация является добросовестным налогоплательщиком, данная ситуация представляется нам как противоречащая действующему законодательству, ведь, заключая договор с контрагентом, мы не можем нести ответственность перед государством только лишь за то, что у контрагента «адрес массовой регистрации» и т.д. Более того, зачастую мы просто не имеем возможности уточнить данные сведения. Собрать доказательства добросовестности всех контрагентов не представляется возможным.
Таким образом, просим дать официальное разъяснение по следующему вопросу:
1. Какие документы нужны контролирующим органам в подтверждение нашей добросовестности при заключении сделки с «фирмой-однодневкой»?
2. Каким образом, заключая любые сделки, мы как добросовестные налогоплательщики можем себя обезопасить от недобросовестных «фирм-однодневок»?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 23.01.2009 по вопросу о добросовестности налогоплательщика при заключении сделок и с учетом позиции ФНС России по указанному вопросу сообщается следующее.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом, оформленные надлежащим образом документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, другие документы, необходимые для налоговых проверок (подпункт 6 пункта 1 статьи 23, подпункт 1 пункта 1 статьи 31, статья 88, пункты 9 и 12 статьи 89, статьи 93 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Представляется, что меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Согласно пунктам 1, 7 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики
Согласно пунктам 1, 7 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Заместитель директора Департамента | С.В. Разгулин |
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 28 апреля 2009 г. N 17
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2012 г. N 03-02-08/65 Об истребовании налоговым органом документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки
4 октября 2012
Вопрос: МФНС проводит камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу УСН за 2011 год (по почте получила уведомление о вызове налогоплательщика) и предлагает предоставить мне (ИП) копии всех первичных документов за 2011 год. Это накладные на отгрузку и ттн (их 300 шт., каждая накладная по 3 листа минимум) и договоры с покупателями (их 150). Наш режим налогообложения УСН — доходы 6%. И предоставление такого количества документов объясняется тем, что в 2011 г. наш доход за год составил 53 млн. руб., так как мы близки к порогу 60 млн. дохода в год, мы у них «на особом контроле» и обязаны предоставлять всю первичку. У налоговой есть наша выписка движений по банку, полученная с банка со всеми суммами и назначениями платежа, нареканий нет. Зачем я должна делать копии всех документов? Налоги платим вовремя и немалые, в среднем по 1 млн. в квартал.
Скажите, насколько правомерны действия налоговой и могу ли я отказаться предоставлять копии первичной документации?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об истребовании налоговым органом документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, и сообщается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 7 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 346.23 Кодекса. Форма указанной налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н. Главой 26.2 Кодекса обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено.
Пунктами 3 и 4 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.
Обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой 19 Кодекса.
Заместитель директора Департамента | С.В. Разгулин |