Освобождение от уплаты НДС: когда возможно
В вопросах освобождения товаров и услуг медицинского профиля от уплаты НДС, Статья 149 Налогового кодекса РФ (пп.1 п. 2) дает четкие предписания: нулевая ставка налогообложения применяется к российской и зарубежной медицинской продукцией, которая входит в Перечень, утвержденный Правительством РФ.
Последняя и актуальная редакция Перечня услуг и продукции, импорт и продажа которых не облагается налогом, изложена в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.
Согласно документу, компаниям продавцам и распространителям платить налоги не придется за следующие категории товаров:
- медицинские инструменты и изделия стратегического профиля (хирургические инструменты, радиационные установки, оборудование для обследования, лабораторные наборы и пр.);
- линзы офтальмологического назначения и оправы очков;
- устройства для реабилитации инвалидов (мотоколяски, автотранспорт с ручным управлением, оборудование для санузлов, книги со специальным шрифтом и т. д.);
- товары протезно-ортопедического назначения, а также материалы для их производства.
Что касается медицинского сервиса, реализация которого, согласно законодательству, не облагается НДС, в его льготный перечень входит:
- сервис, представленный по медстраховке;
- работа скорой медицинской помощи;
- медицинское обслуживание беременных женщин и новорожденных, инвалидов и тяжелобольных людей;
- услуги патологоанатомического профиля.
Отсутствие необходимости платить налоги за медицинские товары и услуги подразумевает, при этом, предоставление компанией-реализатором в налоговые органы специальной документации.
Речь идет о подаче регистрационных свидетельств, лицензий, контрактов с поставщиками продукции льготной категории, выписок из банков о финансовых транзакциях за поставки товаров, а также всей технической документации на товары: сертификатов производителя, национальных и отраслевых стандартов.
БИЗНЕС:
- При государственной регистрации медицинских изделий предоставляются недостаточно точные сведения о коде ОКПД-2
БИЗНЕС старается подобрать именно тот код ОКПД-2 для своего изделия, который входит в список кодов ОКПД-2 освобожденных от уплаты НДС. (согласно ПП 1042).
Примеры:
Медицинское изделий Томограф компьютерный, согласно классификатору ОКПД-2 имеет код 26.60.11.111, однако по данным реестра зарегистрированных медицинских изделий Росздравнадзора, все томографы регистрируются под кодом ОКПД-2 (26.60.11.113 – Аппараты рентгенографические).
Медицинское изделие Магнитно-резонансный томограф, согласно классификатору ОКПД-2 имеет код 26.60.12.131, однако по данным реестра зарегистрированных медицинских изделий Росздравнадзора, все МРТ регистрируются под кодом ОКПД-2 (26.60.12.119– Аппараты электродиагностические прочие).
Медицинское изделие Электрокардиограф, согласно классификатору ОКПД-2 имеет код 26.60.12.111, однако по данным реестра зарегистрированных медицинских изделий Росздравнадзора, все Электрокардиографы регистрируются под кодом ОКПД-2 (26.60.12.121- приборы для измерения биоэлектрических потенциалов).
Вывод:
Список можно продолжать и продолжать. По приблизительным оценкам минимум 40 кодов ОКПД-2, и соответственно 40 видов медицинских изделий, нет в списке медицинских изделий освобожденных от уплаты НДС, в связи с механическим переводом кодов ОКП в ОКПД-2, при разработке ПП 1042.
Важно заметить, что в данном вопросе БИЗНЕС поступает полностью в рамках закона, так как в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации и социальной информации в социально-экономической области» определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации
- Созданы не равные условия для конкуренции
Идентичные изделия зарегистрированы под разными кодами: часть изделий зарегистрирована под кодом ОКП, другие под кодом ОКПД-2 (льготным), третьи под кодом ОКПД-2 (без льготы).
Эксперты Росздравнадзора для одинаковых изделий могут потребовать присвоить «именной» код ОКПД-2 (который не подпадает под льготы по НДС), а в других случаях регистрируют такое же изделие с «общим кодом ОКПД-2», который подпадает под льготы.
Это приводит к тому, что абсолютно идентичные по виду изделия ввозятся и(или) реализуются как с НДС в одних случаях, так и без НДС в других. Это приводит к колоссальному неравенству на рынке медицинских изделий. Ценовое преимущество в 18% для одних, и 18% налоговой нагрузки на цену для других.
Пример:
Электрокардиографы, зарегистрированы со следующими кодами:
ОКПД2: 26.60.12.129 | Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки | Освобождены от НДС |
ОКП 94 4110 | Приборы для измерения биоэлектрических потенциалов | Освобождены от НДС |
ОКПД2: 26.60.12.111 | Электрокардиографы | Платят НДС |
Вывод:
У одинаковых изделий могут быть разные коды, таким образом создаются неравные условия для конкуренции. Причем «страдают» именно те предприниматели, которые выбрали для своих изделий наиболее точный и правильный код ОКПД-2.
Восстановление пароля
Электронная почта*
Выберите домен*
abbott.comalcon.comallergan.comalvogen.comarthrex.deascensia.combaxter.combayer.combd.combeckman.combella-tzmo.rubio-rad.combiomerieux.combiotronik.rubsci.comcepheid.comcrbard.comdraeger.comedwards.comessity.comeu.medical.canoneu.omron.comeurope.bd.comext.biomerieux.comfmc-ag.comfresenius-kabi.ruge.comhartmann.infoimeda.ruintersurgical.ruits.jnj.comkavokerr.comlifescan.comlivanova.commedtronic.commercgroup.commerit.commerz.rumindray.commmm.commolnlycke.comolympus-europa.comormco.comorthoclinicaldiagnostics.comphilips.comrb.comroche.comru.zeiss.comsarsted.comsca.comsiemens.comsmith-nephew.comsorin.comstryker.comsysmex-europe.comterumo-europe.comterumobct.comtzmo-global.comursapharm.ruvaleant.comzimmerbiomet.com
Дополнительные перечни
По мнению Минфина, чтобы детально понять, какие медицинские услуги не облагаются НДС, можно и нужно обращаться к следующим подзаконным актам:
- Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (содержит порядка 150 позиций);
- в целом Положение о лицензировании медицинской деятельности;
- Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в т. ч. высокотехнологичной), скорой (в т. ч. скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (утв. приказом Минздрава от 11.03.2013 № 121н);
- Номенклатура медицинских услуг – это систематизированный перечень кодов и наименований медуслуг в здравоохранении (утв. приказом Минздрава от 13.10.2017 № 804н).
Также см. «Инструкция: как медицинскому работнику получить звание «Ветеран труда».
ГОСУДАРСТВО:
- Проблема с администрированием налогообложения:
Неясная ситуация с кодами ОКПД-2 привела к проблеме администрирования налогообложения ввозимых медицинских товаров, которая в свою очередь, повлекла за собой негативную судебную практику, сопровождающуюся возвратами из федерального бюджета сумм НДС, уплаченных участниками внешнеэкономической деятельности, выплату таможенными органами процентов за пользование денежными средствами, а также отнесённых на их счёт судебных издержек.
- Государство не получает достоверных данных о обращаемых в РФ медицинских изделиях:
Неясная ситуация с кодами ОКПД-2 для МИ, привела к тому, что ГОСУДАРСТВО не получает достоверных данных о кодах ОКПД-2 на медицинские изделия, для целей статистики, а также для целей государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке.
Не имея достоверных данных об обращаемых медицинских изделиях, ГОСУДАРСТВО не может эффективно исполнять учетные функции.