Деньги вернутся домой

Второй этап амнистии капиталов

25 декабря 2017 года в ходе встречи в Кремле с руководством палат Федерального собрания президент Владимир Путин предложил продлить срок амнистии капитала. Как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, это решение было вызвано иностранными санкциями, в условиях которых «предприниматели неоднократно сталкивались с незаконными, необоснованными попытками посягательства, заморозки под личиной рестрикций».

В ходе второго этапа под амнистию попали не только открытые, но и закрытые к моменту подачи декларации счета в зарубежных банках (при этом сами указанные в декларации зарубежные счета должны были быть открыты по состоянию на 1 января 2018 года). С момента первой амнистии срок давности привлечения к ответственности увеличился до двух лет, а суммы штрафов за нарушения в сфере валютного регулирования существенно повысились.

Также внесенные в Налоговый кодекс поправки предоставили участнику амнистии возможность при продаже имущества, которое задекларировано в ходе амнистии и передано от номинала фактическому держателю, принимать к вычету расходы в размере его стоимости при передаче — по аналогии с безналоговой ликвидацией. В ходе первого этапа, если декларант переписал на себя имущество с номинала, то при его продаже, поскольку он его получил безвозмездно, получалось, что НДФЛ при продаже имущества, которое было указано в декларации и которое было передано от номинального держателя, надо платить с полной стоимости.

Понять и простить

В феврале президент Владимир Путин на заседании «Деловой России» объявил, что амнистия капиталов продлевается до 2020 года. Многие заявили, что это стало для них неожиданностью, однако сигналы, что продление возможно, чиновничий аппарат подавал и ранее. Однако говорилось об этом столь туманно, что в конце февраля в налоговых инспекциях образовались очереди стремящихся успеть подать бумаги. Филиалы принимали документы до поздней ночи, что подтвердило: инструмент востребован.

Впервые амнистию скрываемым финансам объявили с июля 2015 года до июля 2016-го. Всем желающим было предложено подавать налоговикам спецдекларацию с информацией об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и о счетах в зарубежных банках. Декларантам был обещан режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов, платить налоги с раскрытых активов не требовалось.

«Само название «амнистия капитала» не совсем корректное, — считает член Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Евгений Федоров. – Капитал как таковой – это предприятия, производства и активы. Российская же кампания в трех этапах нацелена на возвращение в Россию денежных средств, которые правильнее в данном случае называть сбережениями. По разным причинам некоторые россияне намерены вернуться в РФ, но делают это не с 10 тысячами долларов в кармане, а с десятками миллионов.

Но как привести средства в Россию? В чемоданах, забитых купюрами, это нереально. Делать банковские переводы на огромные суммы – значит, сразу попасть под проверки, и возникнут вопросы к этим финансам. Попытки «отмыть» деньги караются уголовным преследованием по всему миру – и в РФ, и в Великобритании, и на Виргинских островах. Более того, за укрывательство активов тоже положено преследование. Российские кампании по амнистии – возможность перейти в легальную юрисдикцию в РФ».

Условия нового этапа

Как ранее пояснил замминистра финансов Илья Трунин, условия третьего этапа амнистии будут отличаться от второго. В частности, воспользоваться амнистией смогут только те граждане, которые переведут денежные средства в РФ и сменят юрисдикцию подконтрольных им иностранных компаний на специальные административные районы в Калининградской области и Приморском крае. Все действующие при проведении второго этапа амнистии гарантии сохраняются при соблюдении этих условий.

Как пояснил Силуанов, такие изменения необходимы, чтобы стимулировать инвестиции бизнеса в российскую экономику. «Мы считаем, что таким методом мы должны вернуть бизнес сюда, предоставить хорошие возможности», — отметил министр финансов.

Цели декларантов

Как отмечает директор департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Леонид Печерников, участники амнистии капиталов, в первую очередь, преследовали цель устранить риски нарушения валютного законодательства.

«Из трех этапов амнистии капиталов, по нашему опыту, самым популярным был первый, но в каждом из трех этапов декларанты участвовали в добровольном декларировании преимущественно с целью устранения рисков нарушения валютного законодательства в отношении иностранных банковских счетов, которые фактически могли привести к полной конфискации средств, так как штраф составляет до 100% от незаконной операции. Меньше декларантов преследовали цели устранения только лишь налоговых рисков», — отметил Печерников.

Эксперт подчеркивает, что в обоих случаях гарантии устранения исторических рисков позволяли декларантам привести свою отчетность в порядок и начать декларировать доходы без оглядки на прошлое, а также платить налоги.

По новым правилам

Третий этап амнистии капиталов для кого-то стал неожиданностью, другие, наоборот, надеялись на такую меру. Однако новые условия, которые озвучил президент, заставили задуматься многих. Владимир Путин предложил ввести особые условия минимум на год для лиц, которые переводят деньги в Россию и регистрируют бизнес в специальных административных районах (САР). Они были созданы на острове Октябрьский в Калининграде и на острове Русский во Владивостоке, их неофициально называют «российскими офшорами».

«Амнистия капитала-2019 объявлялась на фоне существенного изменения ситуации для держащих средства за рубежом россиян – она резко ухудшается, — полагает первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. — И сейчас созданы еще более благоприятные условия для возвращения средств в Россию. Это уже больше чем просто амнистия – предлагаются льготные условия, чтобы средства спасти.  Если для одних это привлекательный инструмент, для других – вынужденная мера.

Люди, которые ведут бизнес в РФ, но помимо российского имеют еще гражданство иного государства и хранят деньги вне нашей страны, попали в сложную ситуацию. Из-за политических санкций и общемировой тенденции по легализации средств они вынуждены будут вернуть деньги в российскую юрисдикцию. Прятать их на Западе все сложнее, слишком велики риски в одночасье капитала лишиться. Все международная банковская система задает вопрос «Откуда деньги?». Тем, кто не может ответить, счета замораживают».

Подавать декларации можно до 29 февраля 2020 года. Физлица должны отражать также сведения о регистрации все КИК, которые они контролировали лицом на момент получения статуса международных компаний. Также придется отчитаться о переводе денег со счетов в иностранных банках в кредитные организации, имеющие лицензию Центробанка РФ. При подаче сведений о регистрации компании в САР декларант должен представить заверение в произвольной письменной форме об отсутствии у него КИК.

Утаивать все сложнее

В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) собрала свыше стран, согласившихся обмениваться друг с другом налоговой информацией, около 4500 раз передали друг другу сведения. Россия ведет обмен с 89 юрисдикциями, из них с 70 – в 2018 году, среди них много офшорных. Даже если компании находятся в юрисдикциях, не обменивающихся данными, но работают через банки из стран, согласившихся на обмен, налоговики о них узнают.

Рискуют и владельцы незадекларированных зарубежных счетов. До 2018 года на них нельзя было зачислять средства от продажи ценных бумаг, деривативов, зарубежной недвижимости. Штраф – 75-100% от запрещенной операции. «Это веха, начало новой эры в налоговой прозрачности», – писали авторы доклада ОЭСР, предупреждая, что в ближайшие месяцы еще больше стран начнут обмен данными. Эксперты признают: пока все же обмен массивами информации не столь велик, но это лишь начало пути к обелению мировой экономики.

«По разным оценкам, объем выведенных из России капиталов в мире составляет порядка 1 трлн долларов. Международный опыт показывает, что в результате амнистий в родную юрисдикцию возвращается порядка 10% выведенных средств. Если в офшоры РФ придут суммы общей сложностью в 100 млрд долларов, это можно будет считать успехом. Ведь эта огромная сумма начнут работать на российскую экономику – инвестироваться и приносить отдачу, в том числе, в бюджет. И у нынешнего этапа программы большой потенциал.

В знаменитой своей «налоговой тайной» Швейцарии сегодня осуществляется проверка капиталов, поступивших свыше 10 лет назад – никогда в мировой истории такого не было. Идет общая тенденция по легализации капиталов и политическое давление, где санкции – лишь один из многих

Самое важное сейчас – РФ дала возможность своим гражданам обезопасить деньги в «родных» офшорах, то есть меняется система отношений государства и бизнеса. Это неминуемо даст ощутимые плоды», — заключает Сергей Калашников

Нужно ли продление?

В середине февраля 2020 года статс-секретарь — замминистра финансов РФ Алексей Сазанов заявил, что Минфин РФ выступает против продления сроков амнистии капиталов в России. «Продлеваться не будет. Зачем устанавливать срок, если все время его переносить? Поэтому в Минфине позиция — продлевать не нужно», — отметил Сазанов.

Как отмечает заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко, возвращение капиталов в Россию оказалось полезным, однако часть капиталов осталась за пределами страны. «С точки зрения возврата капитала, с точки зрения предоставления возможностей бизнесменам, бизнесу, в условиях санкций и внешнего негативного отношения, вернуть свои капиталы назад — это было полезное и рациональное действие. Другое дело, что сохранилось, видимо, достаточно большое количество бизнеса, который все-таки остался за пределами этого процесса. Оценить, какой это объем, практически не представляется возможным», — отметил Корищенко.

По его словам, необходимости продлевать амнистию капиталов нет, поскольку все, кто хотел, уже воспользовались этим механизмом. «Возможность была предоставлена всем, и все, кто хотел, ею уже воспользовались. Поэтому продлевать и далее действие этого механизма действительно явной причины нет. Эта история уже подошла к концу», — добавил эксперт.

Корищенко подчеркнул, что по времени амнистия капиталов совпала с введением системы автоматического обмена налоговой информацией и пиком введения санкций против российских компаний и частных лиц, что в наибольшей степени стимулировало репатриацию капитала.

Дальше – больше гарантий

Второй этап амнистии стартовал в феврале 2017-го и также был объявлен на год. Во этот раз гарантии безопасности были такие же, что и раньше, но добавились нововведения. Задекларировать можно было и уже закрытые счета, налоги от раскрытия платить по-прежнему не требовалось — за исключением налогов с прибыли и имущества контролируемых иностранных компаний (КИК). Безналоговая ликвидация КИК также была продлена до 1 марта 2019 года. В целом для второго этапа амнистии приняли целый ряд специальных документов.

Основная новация — если ранее от уплаты НДФЛ освобождали только имущество, то теперь — и деньги, полученные от ликвидированной до марта 2019 года компании. Отдельно внесли поправки в Уголовный кодекс, освобождающие резидентов, которые задекларировали иностранные счета и имущество, от уголовного преследования в связи с тем, что де-юре они нарушали налоговое и валютное законодательство.

«Люди проводят по амнистии средства и размещают их в России. Современные международные механизмы не позволяют перемещать значительные капиталы – их нельзя вывести без офшоров, нельзя подарить или переоформить. Законы это прямо запрещают. Капитал в виде завода или другого актива нельзя просто так передать – его можно лишь вырастить с нуля и продать. Вывезти можно только деньги, а амнистия – самый удобный для этого способ, а введение в систему офшоров повышает ее эффективность.

Насколько она эффективна – понятие относительное. Изначально никто не ждал от амнистионных кампаний существенного рывка в экономике. Однако гарантии каждый раз для возвращающих средства становятся все надежнее, и это позитивный фактор. По итогам первой кампании в РФ вернулись около 100 млрд долларов. Это значимая цифра в абсолютных величинах. Но  сравнении с бюджетом России, насчитывающим 17 трлн рублей, это уже не столь серьезно. Главное, что поставленная цель так или иначе достигается – средства в РФ возвращаются», — подчеркивает Евгений Федоров.

Зарубежный опыт

Среди успешных примеров подобных кампаний — налоговая амнистия 1988 года в Ирландии, во время которой не перечислившие вовремя подоходный налог жители республики могли его выплатить без штрафных санкций. В результате этой акции бюджет Ирландии получил около $700 млн.

Еще более результативной стала амнистия капиталов в Италии в 2001-2002 годах. Тогда жители страны могли легализовать все свои доходы, в том числе хранящиеся за рубежом, выплатив в казну 2,5% от их общей суммы или купив гособлигаций на 12% от стоимости сокрытого имущества. За первые два месяца после объявления амнистии в Италию удалось вернуть капитал в размере €61 млрд, только единовременный налог с возвращенных активов принес в бюджет страны €1,4 млрд. Менее удачные налоговые амнистии, доходы от которых не оправдали ожиданий властей, проводились во Франции (1982, 1986), Аргентине (1987), Ирландии (1993) и Бельгии (2004).

Легализация капитала в 2015-2016 годах

В марте — июне 2014 года на уровне Совета Федерации, Министерства финансов и Министерства экономического развития была выдвинута идея о проведении новой кампании по легализации капитала. 4 декабря 2014 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поддержал эту инициативу. Планировалось, что программа по легализации коснется тех бизнесменов, которые согласятся вернуть в Россию средства, ранее вывезенные в офшоры. По озвученным оценкам экспертов, эта мера могла пополнить федеральный бюджет на $2 млрд и вернуть в Россию около $100 млрд капиталов.

27 марта 2015 года законопроект «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен в Госдуму. Он был принят 25 мая в третьем чтении, 3 июня одобрен Советом Федерации и 8 июня подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

Согласно закону, владельцам зарубежного имущества и банковских вкладов предлагалось избежать административной и налоговой ответственности за сокрытие имущества, если они легализуют его с 1 июля по 31 декабря 2015 года. Непосредственно вывод имущества из офшоров в рамках легализации не облагался налогом (после перевода его в российскую юрисдикцию налоги начислялись на общих основаниях). Легализация коснулась только нарушений, которые были совершены до 1 января 2015 года.

29 декабря 2015 года президент Владимир Путин подписал закон, продлевавший амнистию до 30 июня 2016 года. Всего возможности легализовать капиталы тогда воспользовались 7,2 тыс. бизнесменов. Официально объемы налогов, дополнительно полученных благодаря амнистии, не публиковались. Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный сообщал СМИ, что всего было получено только 6 млрд рублей (КПРФ получила эти данные от Минфина в ответ на депутатский запрос).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.