Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании
- Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
- Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
- Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
- Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
- Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
- Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
- Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень НДС к оплате.
На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:
- Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
- Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
- Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
- Полученные авансы также увеличивают базу;
- Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.
Другие критерии
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Расчет удельного веса вычетов НДС
Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).
Рассчитывается показатель по следующей формуле:
НДС к вычету / НДС начисленный * 100%
Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.
В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС
Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов
Пример расчета безопасного размера вычета по НДС
Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.
Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:
Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей (раздел 3 строка 118).Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей (раздел 3 строка 190).Подставив эти цифры в приведенную выше формулу 1 400 000/1 500 000 получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил 93,33%.Это больше порогового значения 88,52% для Москвы (на 1 ноября 2018 г.), а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш».
Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?
Рассчитать ее можно по формуле от обратного:НДС начисленный * (100 – НДС безопасный) / 100 == 1 500 000 * (100 — 88,52) / 100 = 172 200 р.
Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 172 200 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.
Низкая налоговая нагрузка – объяснение, пример
Унифицированной формы для подачи пояснений по факту низкой НН не существует. Налогоплательщик может составить документ письменно в произвольном виде. Главное – это описать причины недостаточной рентабельности предприятия или убыточной деятельности, соответственно, низкого объема фискальных платежей.
К примеру, причину высокой доли вычетов по НДС для предприятий оптовой торговли следует искать в увеличении складских товаров или снижении сбыта; а для организаций-производителей можно обоснованно привести рост закупочных цен на МПЗ. Актуальная причина указывается в пояснительной записке с учетом специфики деятельности компании
Если представить информацию грамотно, можно избежать включения организации в план проверок, но неоднократное умышленное занижение НН рано или поздно привлечет повышенное внимание налоговиков
После подачи налоговой декларации она проверяется специалистами. Информация, изложенная в документе, может вызвать вопросы. В частности, подозрение вызывает низкая налоговая нагрузка. Если у налоговиков возникли вопросы, придется давать пояснения.
Расчет налоговой нагрузки в 2019 году
Калькулятор для Юридического лица Калькулятор для Индивидуального предпринимателя
Доходы | Расходы | В т.ч. зарплата | В т.ч. расходы, необлагаемые НДС | Ставка ОСС НС ФСС, % |
Налоги и взносы | ОСНО | УСН 6% | УСН 15% |
---|---|---|---|
1. Страховые взносы | 60 400 руб. | 60 400 руб. | 60 400 руб. |
1.1 В ПФР | 44 000 руб. | 44 000 руб. | 44 000 руб. |
1.2 В ФСС | 5 800 руб. | 5 800 руб. | 5 800 руб. |
1.3 В ФОМС | 10 200 руб. | 10 200 руб. | 10 200 руб. |
1.4 От несчастных случаев | 400 руб. | 400 руб. | 400 руб. |
2. НДС | 122 034 руб. | — | — |
2.1 НДС начисленный | 152 542 руб. | — | — |
2.2 НДС к вычету | 30 508 руб. | — | — |
3. Налог на прибыль | 63 513 руб. | — | — |
3.1 Налогооблагаемый доход | 847 458 руб. | — | — |
3.2 Налогооблагаемый расход | 529 892 руб. | — | — |
4. Налог УСН | — | 30 000 руб. | 65 940 руб. |
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения | — | 1 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) | — | 60 000 руб. | — |
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) | — | — | 560 400 руб. |
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) | — | 30 000 руб. | — |
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) | — | — | 10 000 руб. |
5. Итого к уплате | 245 947 руб. | 90 400 руб. | 126 340 руб. |
Налоговая нагрузка | 24.59% | 9.04% | 12.63% |
Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) | 254 053 руб. | 409 600 руб. | 373 660 руб. |
Доходы | Расходы | Зарплата работникам | Расходы, необлагаемые НДС | Ставка ОСС НС ФСС, % |
Налоги и взносы | ОСНО | УСН 6% | УСН 15% |
---|---|---|---|
1. Страховые взносы | 99 785 руб. | 99 785 руб. | 99 785 руб. |
1.1 В ПФР за работников | 44 000 руб. | 44 000 руб. | 44 000 руб. |
1.2 В ПФР за себя (фиксированные) | 26 545 руб. | 26 545 руб. | 26 545 руб. |
1.3 В ПФР за себя (дополнительно) | 7 000 руб. | 7 000 руб. | 7 000 руб. |
1.4 В ФСС за работников | 5 800 руб. | 5 800 руб. | 5 800 руб. |
1.5 В ФОМС за работников | 10 200 руб. | 10 200 руб. | 10 200 руб. |
1.6 В ФОМС за себя | 5 840 руб. | 5 840 руб. | 5 840 руб. |
1.7 От несчастных случаев | 400 руб. | 400 руб. | 400 руб. |
2. НДС | 122 034 руб. | — | — |
2.1 НДС начисленный | 152 542 руб. | — | — |
2.2 НДС К вычету | 30 508 руб. | — | — |
3. НДФЛ | 36 164 руб. | — | — |
3.1 Налогооблагаемый доход | 847 458 руб. | — | — |
3.2 Налогооблагаемый расход | 569 277 руб. | — | — |
4. Налог УСН | — | 30 000 руб. | 60 032 руб. |
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения | — | 1 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) | — | 60 000 руб. | — |
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) | — | — | 599 785 руб. |
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) | — | 30 000 руб. | — |
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) | — | — | 10 000 руб. |
5. Итого к уплате | 257 983 руб. | 129 785 руб. | 159 817 руб. |
Налоговая нагрузка | 25.80% | 12.98% | 15.98% |
6. Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) | 242 017 руб. | 370 215 руб. | 340 183 руб. |
Все индивидуальные предприниматели сталкиваются с обязанностью уплаты налогов. Размер налоговой базы предусмотрен законодательством, но её можно уменьшить определенными способами.
Расчет величины происходит самостоятельно или с помощью калькулятора — это необходимо по приказу ФНС во время их внеплановых проверок. Если нагрузка по налогу на прибыль будет слишком низкой, то в большинстве случаев возможно допущение ошибки в подсчетах. Чтобы этого избежать и был создан калькулятор.
Суть налоговой нагрузки: законодательная база
Под налоговой нагрузкой понимают общую сумму налогов (имеются в виду все налоги, в том числе и НДФЛ), которая выражается:
- в относительной величине, т.е. процент (доля) от выручки;
- в абсолютной величине – т.е. в рублях за определенный период времени (в пересчете на год, квартал, месяц).
Оценивать нагрузку необходимо как самому плательщику, так и налоговой инспекции, поскольку:
- Если показатели устойчиво ниже средних значений, принятых по конкретному виду деятельности (например, производство пищевых продуктов или производство текстильных изделий), инспекция может назначить выездную проверку. Подобная ситуация необязательно говорит о том, что предприятие или предприниматель утаивают часть налогов, но проверка в любом случае будет проведена.
- Если показатели достаточно высоки, что мешает развиваться компании, это повод задуматься о том, чтобы перейти на другую систему налогообложения – например, на ЕНВД либо УСН.
Для оценки нагрузки компания (бухгалтер либо другие уполномоченные лица) должны произвести оценку общей суммы налогов и соизмерить получившееся значение с доходами (выразить в процентах). Затем получившийся процент сравнивают с показателями, утвержденными Приказом ФНС (справочные сведения с актуальными значениями публикуются ежегодно).
Принцип расчета налоговой нагрузки
Налоговое обременение является соотношением всех платежей, изымаемых с организаций к размеру полученных доходов за отчетный период.
Налоговая нагрузка формула расчета
Вычисления происходят по такой формуле:
Налоговая нагрузка = Сумма налогов, начисленных за календарный год / Сумма годовой выручки * 100%.
Размер всех налогов можно узнать в соответствующих декларациях. Существуют некоторые рекомендации для получения безошибочного результата.
- Ввозный налог на добавленную стоимость (НДС) исключается из общего расчета.
- Таможенная пошлина также не учитывается.
- В расчет включается все фискальные платежи, произведенные в расчетном периоде.
- Переведенные государству от компании страховые взносы.
Законодательство издало документы, регулирующие отношения между налогоплательщиками и государственными контролирующими органами. Регламент можно отыскать в приказе ФНС «О согласовании систем планирования выездной налоговой проверки», а также в письме «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Все данные можно отыскать на официальном сайте Федеральной службы.
Расчет нагрузки лучше проводить с помощью онлайн-калькулятора. Он использует общепринятую формулу, но отличается от ручного подсчета скоростью и детальным показом последовательности действий. Достаточно вписать данные о налогоплательщике в соответствующие поля. Для этого необходимо знать только суммы налогов и размер годовых выручек.
Сервис бесплатный, поэтому каждый желающий может сделать расчет налоговой нагрузки. Калькулятором могут пользоваться как сами налогоплательщики, так и федеральная налоговая служба. Пользователи получают правильные расчеты за короткое время. Беспокоиться насчет возможности ошибок или недочетов не стоит. Алгоритм действий четко установлен для всех, необходимо лишь правильно указать исходную информацию.
Оправдана ли система налогообложения самозанятых?
Есть два мнения по поводу
особого налогового режима для категории людей, работающих сами на себя. С одной
стороны, граждане освобождаются от хлопот с регистрацией ИП и выплатами 13%
подоходного налога. Но с другой стороны, эта категория людей не отягощает государство.
Самозанятые не регистрируются в центре занятости, не устраивают митинги из-за
отсутствия работы, им не нужно выплачивать пособия. Несправедливо облагать их
деятельность налогом. Выгода от этого для государства минимальная, а результат
очевиден – недовольство граждан.
В 2019 году налогообложение
самозанятых официально в некоторых экономически благополучных объектах РФ: регионы-доноры
и города-миллионники. Летом 2020 года налоговый сбор будет производиться во
всех населенных пунктах России. Как ни странно, система оказался успешной. В
2019 году было зарегистрировано свыше 280 тыс. самозанятых, а ожидалось не
более 200 тыс.
Официальная деятельность позволяет
людям, работающим самим на себя, расширять клиентскую базу без боязни налоговых
служб. Также можно получать помощь из госбюджета, в частности, льготные
кредиты.
Но не все категориям самозанятых
этот налог подходит. Он хорош для водителей такси, айтишников и частных
преподавателей. А вот представителям сферы услуг, таких как маникюр,
парикмахерская деятельность, ремонт обувь, домашняя выпечка, данный налоговый
режим не понравился. Это обусловлено страхом роста объема требований и,
соответственно, расходов. Стоит отметить, что больше половины
зарегистрированных граждан, работающих сами на себя, находятся в Москве. Во
всех других регионах их незначительное количество.
Система налогообложения
самозанятых оказался не везде востребованной по ряду причин. В первую очередь
это обусловлено неравномерностью налоговой нагрузки. К примеру, частному
преподавателю почти не требуется вложений для получения дохода. В то же время
самозанятым производителям какой-либо продукции требуются немалые инвестиции,
порой составляющие 70-80% общего бюджета. При таких раскладах 4-6% налога – это
значительная сумма. Здесь государству лучше применить иную систему
налогообложения, например, в виде вычетов по типу НДФЛ.
Последовательность расчета
Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:
-
В приказе № ММ-3-06/333@ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.
-
В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.
В первом документе предлагается производить расчет по формуле:
Нн = Сн / Вг × 100%,
где: Нн — показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;
Сн — сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;
Вг — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.
Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.
В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:
-
По мнению авторов письма, налоговая нагрузка по налогу на прибыль должна определяться по следующему алгоритму:
НагП = НалП / (Вг + Вд),
где: НагП — показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль;
НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);
Вг — выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);
Вд — доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).
-
Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:
В первом случае:
НагНДС = НалНДС / Б1,
где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;
НалНДС — сумма НДС к оплате за год;
Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.
Во втором случае:
НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),
где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;
НалНДС — сумма НДС к оплате за год;
Б1 — база для налогообложения по разделу 3 декларации;
Б2 — база для налогообложения по разделу 4 декларации.
-
Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:
НагИП = ПН / Д,
где: НагИП — налоговая нагрузка на предпринимателя;
ПН — сумма подоходного налога за период (НДФЛ);
Д — совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.
-
При упрощенке алгоритм примет другой вид:
НагУ = НалУ / Д,
где: НагУ — уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;
НалУ — общая сумма налога по декларации;
Д — итоговый доход по данным декларации.
-
Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:
НагСН = НалСХ / Д,
где: НагСН — нагрузка на компании на ЕСХН;
НалСХ — размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;
Д — итоговый доход по данным декларации.
-
Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:
НагОС = (НалП + НалНДС) / В,
где: НагОС — уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;
НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);
НалНДС — сумма НДС к оплате за год;
В — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.
Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.
Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации. Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%
Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.
Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.
Как компании уходят от налогов
- Фиктивные сделки. Речь идет о фиктивных документах между контрагентами с целью завышения расходов или занижения доходов, что в свою очередь ведет к снижению базы по НДС и налогу на прибыль.
- Дробление бизнеса. Применялось при УСН: при достижении лимита дохода по одной компании дальнейшие сделки оформлялись через другую, принадлежащую тем же лицам, расположенную по тому же адресу и ведущую тот же вид деятельности.
- Льготные налоговые ставки. Самая популярная схема подразумевает сделку с компанией, ведущей деятельность в ОЭЗ. Ей, попадающей под нулевую ставку налога на прибыль, переводятся активы: здания, техника, транспорт. Вторая компания (реальный собственник активов) арендует их у первой. В результате первая, имея явный доход, не платит налог на прибыль (действует льгота), а вторая снижает базу за счет увеличения расходов на аренду.
- Замена договора. Чтобы не платить НДС с полученного аванса, компании подменяют сделку купли-продажи договором комиссии или займа. После оформления отгрузки «займ» отражается в расчетах.Использование договора лизинга вместо купли-продажи позволяет намного быстрее списать стоимость приобретенного по нему основного средства в расходы и снизить базу налога на прибыль. При купле-продаже недвижимости замена типового договора реализацией доли в уставном капитале не попадает под НДС. Создав специально для продажи здания ООО с минимальным уставным капиталом и внеся в него сумму, необходимую для покупки недвижимости, продавец рассчитывается ею с реальным собственником недвижимости – своей же организацией. Далее оформляется договор о продаже доли в этом ООО – ее покупает новый собственник здания. В результате сделка по приобретению объекта недвижимости на юрлицо не попадает под НДС, а созданное для нее ООО нужно только для проведения одной операции.
- Работа через фирмы-однодневки. Они нужны для создания фиктивного документооборота с целью снижения налогооблагаемой базы.
- Документооборот и расчеты с субподрядчиками, не осуществляющими деятельность. Оформление документов и платежей с компаниями-посредниками также нацелено на снижение налогов к уплате. В реальности субподрядные организации в исполнении сделки участия не принимают. Перечисленные им средства затем возвращаются, как ошибочно перечисленные или в связи с расторжением договора.
База расчета
В основе базы расчета относительной величины нагрузки лежат такие показатели, с которыми необходимо сопоставить налоговые платежи и оценить степень влияния на доходность компании и ее рентабельность за определенный период. Среди таких значений выделим:
- выручку (с НДС или без него);
- доходы от реализации;
- налоговая база для конкретного налога;
- бухгалтерскую или налоговую прибыль;
- плановую сумму выручки.
При этом следует учесть, что доля налогов может быть определена не только по отношению к их общей сумме, но и по отношению к отдельным определенным налогам. В таком случае она рассчитывается как за один налоговый период, так и за несколько. При расчете за несколько периодов данные необходимо суммировать.
Следует отдельно обратить внимание на ситуацию, когда налоги у компании отсутствуют. В таком случае налоговая нагрузка стремится к нулю
То же самое — и в отношении отдельных налогов.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности для работы в 2019 году
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%
Данная таблица применяется в 2019 году, ее налоговики обновили в мае 2019 года.
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) | 2018 год | |
Налоговая нагрузка, % | Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, % | |
ВСЕГО | 11,0 | 3,3 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего | 4,1 | 5,2 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,2 | 4,9 |
лесоводство и лесозаготовки | 9,3 | 7,5 |
рыболовство, рыбоводство | 7,8 | 5,6 |
Добыча полезных ископаемых — всего | 43,5 | 1,6 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего | 52,5 | 1,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 17,9 | 3,8 |
Обрабатывающие производства – всего | 7,1 | 1,9 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 21,7 | 2,0 |
производство текстильных изделий, одежды | 8,1 | 3,8 |
производство кожи и изделий из кожи | 8,2 | 5,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 2,8 | 3,3 |
производство бумаги и бумажных изделий | 5,0 | 1,7 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 8,4 | 3,6 |
производство кокса и нефтепродуктов | 3,4 | 0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов | 2,2 | 2,1 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 6,9 | 3,0 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,1 | 2,6 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 8,9 | 3,3 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 4,1 | 2,1 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки | 8,6 | 4,0 |
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 9,6 | 4,2 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 11,8 | 5,2 |
производство электрического оборудования | 6,9 | 3,0 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 5,5 | 4,6 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,4 | 1,5 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего | 6,7 | 2,3 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 7,6 | 2,0 |
производство и распределение газообразного топлива | 2,2 | 1,5 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 6,8 | 4,5 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- всего | 8,9 | 4,6 |
Строительство | 10,4 | 4,4 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего | 2,9 | 1,1 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 2,9 | 1,0 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 2,7 | 0,8 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,4 | 2,1 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего | 10,1 | 5,8 |
Транспортировка и хранение -всего | 6,5 | 4,6 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки | 8,1 | 6,7 |
деятельность трубопроводного транспорта | 4,7 | 2,2 |
деятельность водного транспорта | 8,4 | 4,1 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 15,1 | 11,6 |
Деятельность в области информации и связи — всего | 16,5 | 5,2 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 20,5 | 5,4 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 18,4 | 10,0 |
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц |
Что обозначает понятие «налоговая нагрузка»
Термин «налоговая нагрузка» упоминается в таком важном документе ФНС, как приказ № ММ-3-06/333@ от 30.05.07 г. Здесь регламентируются принципы осуществления выездных контрольных мероприятий, включая критерии для отбора предприятий для проверки
Ориентируясь на нормы Приказа, каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить риск проведения проверки. Перечень критериев приведен в подразделе 4 Приказа. При этом в данном списке недостаточная налоговая нагрузка (ниже среднеотраслевого уровня) стоит на первом месте.
Определяется налоговая нагрузка по видам ОКВЭД и обозначает процентное соотношение уплачиваемых налогов и полученных в результате ведения деятельности доходов. Показатели рассчитываются налоговиками на год по специальной методике. Данные приведены в Приложении № 3 к Приказу. Если при анализе финансовых показателей предприятия выявлена минимизация налоговых обязательств, обнаружены значительные отклонения от среднестатистических данных, сотрудниками ИФНС может быть принято решение о необходимости проведения выездной проверки. Но предварительно налогоплательщику направляется требование о даче пояснений. Как грамотно обосновать причины низкой налоговой нагрузки?
Выводы
Налоговая нагрузка, формула расчета которой представлена в рамках статьи, является необходимым элементом при определении уровня затрат компании перед бюджетом. Наиболее часто используют значение в процентном отношении, что обеспечивает сопоставимость значений при финансовом прогнозировании. Результаты анализа данного показателя необходимы в следующих случаях:
- получение информации о затратах компании по исполнению бюджетных обязательств;
- выявление неблагоприятных тенденций в колебаниях данного параметра;
- построение этапов процедур контроля.
В целом, исследование данного параметра должно стать обязательной процедурой для самого предприятия, а также регулярно исполняемой функцией для инспекции. Полученные результаты лежат в основе формирования рабочих баз данных, выявления подозрительных компаний и проведения проверки.