Ожидания Минфина
Министерство убеждено, что данная модель является чрезвычайно выгодной для местных бюджетов, и является следующим шагом по децентрализации страны. Вместе с тем, принятые изменения могут означать и значительные потери для государственного бюджета.
«С учетом всех компенсаторов, уменьшение поступлений общего фонда госбюджета планируется на уровне 23,3 млрд гривен», — признает Наталья Яресько.
Но при большом желании такую «дыру» можно легко перекрыть, считает глава министерства. Например, уменьшить расходы бюджета можно за счет ускорения процедуры закрытия ЦОИВ, которая сегодня может длиться годами.
«Значительный ресурс госбюджета сегодня лежит и в сфере поступлений от госпредприятий, за счет уплаты ими налогов и дивидендов (но для этого мы должны значительно улучшить их финансовую дисциплину и качество управления). Еще один важный ресурс – борьба с контрабандой на таможне, а также борьба с уклонением от уплаты налогов, для чего нужна слаженная работа не только на уровне ДФС, но и на уровне всего руководства страны. Наконец, еще один потенциальный ресурс – это конфискация активов режима, которой страна не может дождаться уже полтора года», — подытожила Наталья Яресько.
Нефтяные маневры
В пакет налоговых законов войдет и маневр в нефтегазовой отрасли. Речь идет об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых, нефти и газового конденсата. Маневр будет осуществляться в течение шести лет с 2019 года.
«Проводя налоговый маневр, мы, конечно, не можем не учитывать рисков повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Выводы из ситуации с ростом цен на топливо сделаны. Чтобы не допустить этого в будущем, предлагается ряд серьезных новаций и соответствующих механизмов», — подчеркнул Медведев.
С 1 июня снижены акцизы на бензин и дизельное топливо. А для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие доходы, изменится структуру распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами. Та часть этих поступлений, которая пойдет в региональные дорожные фонды, вырастет, но уменьшится часть, которая раньше шла в федеральный бюджет.
Основные параметры налогового маневра в нефтяной отрасли будут сформированы на следующей неделе, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов.
22% по пенсионным взносам навсегда
Еще одним важным решением, которое давно ждал бизнес, стала фиксация на нынешнем уровне страховых взносов. Сейчас общая ставка страховых взносов для работодателей составляет 30% (из которых 22% направляются в ПФР, 2,9% и 5,1% — в ФСС и ФОМС). Ставка в 30% является льготной, и по идее с 2021 года она прекращает действовать, нагрузка вырастает до 34%. Впрочем, Силуанов дал понять, что льгота, скорее всего, будет продлена.
«Правительство также предлагает на бессрочной основе зафиксировать тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины», — пояснил Силуанов.
Ранее неоднократно звучали призывы вернуться от системы страховых взносов к единому социальному налогу, однако кабмин дал понять, что пока не отказывается от страховой системы.
До 2010 года сбором единого социального налога (ЕСН) занималась Федеральная налоговая служба (ФНС) совместно с Пенсионным фондом России (ПФР), но после его замены на страховые взносы эти полномочия перешли к ПФР (также собирает взносы на медицинское страхование) и Фонду социального страхования. С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование перешло к Федеральной налоговой службе. Именно тогда и возобновились разговоры о возврате к ЕСН.