Новый закон о миграционном учете вступил в силу: новые правила миграционного учета иностранных граждан в 2024 году

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо действующих формулировок в законодательстве о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появились у них с 16.01.2019. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую принимают работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. По закону, работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, и сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не в состоянии проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого . В нем сказано, что должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, и предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончании срока действия визы: направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Документ еще не утвержден, в нем возможны изменения.

Цели миграционного учета иностранцев в РФ

  1. Для создания нужных условий для реализации прав и свобод иностранных граждан в РФ, а также для исполнения иностранцами обязанностей, возложенных на них.
  2. Для выработки и реализации гос.политики в миграционной сфере;
  3. Для формирования достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранцев в РФ и ведения государственного статистического наблюдения в миграционной сфере, необходимых для прогноза последствий перемещений иностранных граждан.
  4. Для возможности планирования развития территорий РФ;
  5. Для управления в кризисных ситуациях;
  6. Для защиты основ конституционного строя, а также прав и интересов граждан РФ и иностранцев, которые находятся в России, и для обеспечения нацбезопасности страны и общества путем противодействия незаконной миграции и другим противоправным действиям;
  7. Для систематизации сведений об иностранцах в РФ и их персональных данных, и систематизации сведений о перемещениях иностранных граждан по стране;
  8. Для решения иных общественно-политических и социально-экономических вопросов.

Форма уведомления о выбытии

До августа 2018 г. гостиницы и прочие организации уведомляли о выбытии постояльца (пациента, осужденного) путем передачи в органы миграции отрывной части уведомления о прибытии, что неизменно вызывало немалые сложности, так как ИГ довольно часто оставляли их у себя. С введением обязательности снятия выбывших ИГ с учета была введена и временная форма уведомления о выбытии. Но 28.07.2019 в Минюсте зарегистрирован Приказ МВД от 18.03.2019 № 142, определивший новую форму уведомления и порядок ее заполнения.

Теперь она визуально похожа на бланк уведомления о прибытии в место пребывания и содержит необходимые данные.

На лицевой части:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения иностранного гражданина;
  • дата убытия;
  • адрес места пребывания;
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные лица — представителя принимающей стороны.

На оборотной части:

  • наименование, адрес ИНН принимающей стороны — организации;
  • реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя;
  • подпись представителя и печать организации;
  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

На отрывной части:

  • фамилия, имя, отчество убывшего гражданина;
  • дата рождения;
  • должность, фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

Как и любые документы, подаваемые в отдел по вопросам миграции (ОВМ), форма заполняется черными или синими чернилами печатными буквами либо на компьютере. Подают ее лично в ОВМ, через МФЦ или по почте.

Особое мнение

Алена Демьянчук,

менеджер проекта ООО «РЦ Автодорстрой»

Количество проверок работодателей на практике растет в центральных регионах страны. Размер штрафа за недобросовестно оформленного иностранного сотрудника приводит к нежеланию брать мигранта в бизнес мелкого и среднего размера. Обновления миграционного законодательства неравномерны, работодатель вынужден находиться в режиме контроля изменений, чтобы не прилетело «откуда не ждали».

Есть и хорошая сторона таких перемен: избирательный подход к иностранным кандидатам, рост ответственных мигрантов с патентом на работу, появление новой ветки услуг по подбору и помощи в оформлении разрешительной документации для работодателя и его будущих сотрудников.

Нарушение миграционного учета и ответственность за нарушение миграционного учета

Нарушение миграционного учета – это несоблюдение иностранцем правил въезда в РФ или режима пребывания.

Нарушением правил миграционного учета также считается отсутствие или утрата документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание в России или невыполнение условия выезда из страны после окончания срока действия документа, на основании которого разрешено пребывание на территории России.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учета иностранного гражданина.

Штраф за нарушение миграционного учета иностранных граждан составляет от 2 000 до 5 000 рублей в зависимости от региона.

Помимо штрафа за миграционный учет иностранный гражданин может получить административное выдворение с территории Российской Федерации с последующим запретом на въезд.

Также ответственность за нарушение миграционного учета лежит и на принимающей стороне.

Штрафы за неисполнение правил миграционного учета для физических лиц – от 2 000 до 4 000 рублей, для должностных лиц — от 35 000 до 70 000 рублей, для юридических лиц от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Помимо штрафа за нарушение миграционного учета юридическое лицо может получить приостановку деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Основные моменты ФЗ 109 о миграционном учете с изменениями

Сведения, которые фиксируются в базе данных относятся к информации ограниченного доступа. Ее предоставление производится другим органам исполнительной власти на основании официального запроса при соблюдения порядка передачи информации, предусмотренного на законодательном уровне.

  • Статья 20 часть 2 пункт 1 подпункт б, статья 20 часть 2 пункт 2 подпункт а, статья 20 часть 6 пункт 5, статья 23 часть 3 — было заменено понятие учреждение на организацию;
  • Статья 20 часть 2 пункт 1 подпункт г, статья 20 часть 2 пункт 2 подпункт б — произошло информативное замещение на определение понятия специального учреждения, сейчас в контексте имеется в виду организации социального обслуживания;
  • Статья 22 часть 9, статья 22 часть 10, статья 23 часть 4 — произведена замена реабилитационных учреждений на социальные организации с услугами стационара.

Вопросы по миграционному учету иностранных граждан

Ниже мы попытались ответить на самые распространенные вопросы по миграционному учету иностранцев. Если вы не нашли ответ на свой вопрос, вы можете задать его в комментарии к статьи или на нашем форуме про миграционный учет. Также консультации по миграционному учету осуществляют наши онлайн-консультанты.

Как поступить если срок миграционного учета просрочен?

Если у иностранного гражданина истек срок миграционного учета и просрочена временная регистрация, ему необходимо выехать за пределы Российской Федерации. Если этого не сделать, иностранный гражданин будет считаться нелегалом на территории России.

Как проверить подлинность регистрации иностранного гражданина онлайн?

К сожалению, на текущий момент проверка регистрации иностранных граждан онлайн невозможна. Для проверки действительности регистрации иностранного гражданина нужно обращаться непосредственно в органы УВМ ВМД (ФМС).

Как выглядит регистрация для иностранных граждан / как выглядит уведомление о прибытии иностранного гражданина?

Временная регистрация для иностранных граждан выглядит как отрывная часть бланка-уведомления с печатью о приеме уведомления:

Как сделать регистрацию иностранцу?

Для того чтобы сделать регистрацию иностранному гражданину необходимо уведомить УВМ МВД (ФМС) о прибытии иностранца в место пребывания, предоставив уведомление о прибытии мигранта лично в территориальное УВМ МВД, МФЦ или через почтовое отделение.

Какие документы нужны для регистрации иностранца?

Для временной регистрации иностранца необходимо заполнить Уведомление о прибытии иностранного гражданина и предоставить необходимый пакет документов, описанный в статье выше.

Кем заполняется уведомление о прибытии иностранного гражданина?

Уведомление о прибытии иностранного гражданина заполняет и подает принимающая сторона.

Где делают регистрацию иностранным гражданам / где можно ставить на миграционный учет?

Зарегистрировать иностранного гражданина должна принимающая сторона, в качестве которой могут выступать:

  • Граждане РФ, имеющие регистрацию по месту жительства в стране, либо имеющие в собственности жилое помещение, по адресу которого оформляется миграционный учет иностранца.
  • Иностранные граждане, которые получили вид на жительство в РФ и у которых есть регистрация по месту жительства в РФ.
  • Иностранец, у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может сам себе оформить миграционный учет. При этом он не может поставить на миграционный учет другого иностранца, равно как и членов своей семьи.
  • Иностранец со статусом ВКС, у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может также сам себе оформить миграционный учет. При этом он может поставить на миграционный учет еще и членов своей семьи.
  • Также возможна постановка на миграционный учет юридическим лицом. Российская компания, либо ее филиал или представительство может выступать в качестве принимающей стороны.
  • Международная организация или ее представительство может также быть принимающей стороной.
  • Орган государственной власти РФ.

Где ставят на миграционный учет/ где оформить регистрацию иностранному гражданину?

Вы можете оформить регистрацию иностранцу в территориальном отделении УВМ МВД, в почтовом отделении или в МФЦ, предоставляющем государственные услуги населению.

В какие сроки отправляют уведомление о прибытии?

Общий срок отправки уведомления о прибытии иностранного гражданина – 7 дней с даты въезда в РФ.

Исключения:

  • срок отправки уведомления о прибытии иностранного гражданина из Таджикистана – 15 дней;
  • срок отправки уведомления о прибытии иностранного гражданина из ЕАЭС (Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) – 30 дней;

Как проверить регистрацию мигранта?

Чтобы проверить подлинность регистрации иностранного гражданина, необходимо сделать официальный в УВМ МВД (ФМС) и ждать от них ответа.

Если вы хотите знать все новости миграционного учета и нововведения миграционного законодательства, подписывайтесь на нашу группу новостей.

И пожалуйста, поставьте + этой записи, если вам была полезна наша статья про миграционный учет иностранных граждан в России в 2020 году, или же сохраните информацию о том, как сделать временную регистрацию иностранному гражданину в соц.сетях:

Правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.

Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.

Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:

  • в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
  • затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
    • имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
    • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.

Для организаций, которые не пользуются иностранной рабочей силой, но выступают в качестве принимающей или приглашающей стороны (гостиницы, вузы, иные организации), МВД разработало иную форму чек-листа. Она представлена в Приказе № 42, в приложении № 2.

В обоих случаях вопросы предполагают односложные ответы «да» или «нет». Если по итогам проверки выяснится, что организация нарушает хотя бы одну норму миграционного законодательства, контролеры составят акт, а затем нарушителя привлекут к ответственности.

Сейчас все инспекторы обязаны проводить проверки в соответствии с чек-листом. Поскольку все пункты контроля заранее известны, специалисту, отвечающему за оформление иностранных граждан в компании, подготовиться к проверке стало гораздо проще.

Ознакомиться с полным списком вопросов можно, скачав форму чек-листа ниже.

No tags for this post.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.