1.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности
Анализ безубыточности в настоящее время широко используется для определения:
• критического объема производства для безубыточной работы;
• зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;
• запаса финансовой прочности предприятия;
• оценки производственного риска;
• целесообразности собственного производства или закупки;
• минимальной договорной цены на определенный период;
• планирования прибыли и т. д.
Анализ безубыточности основан на ряде допущений:
— затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части. К постоянным расходам относятся:
1) амортизационные отчисления;
2) арендная плата;
3) плата за установленную (энергетическую) мощность;
4) постоянные составляющие заработной платы;
5) административно-управленческие расходы с учетом особенностей разделения расходов по заработной плате на переменны и постоянные;
— зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.
Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату;
— остается неизменным ассортимент изделий;
— объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.
Эффектом производственного операционного рычага
называется более быстрое изменение прибыли при изменении выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.
Сила воздействия операционного рычага
означает, насколько процентов изменится прибыль при изменении и выручки от реализации на 1%.
Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот.
Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:
СВОР=(ВР – Зпер
)/П,
где СВОР – сила воздействия операционного рычага,
ВР – выручка от реализации,
Зпер
– затраты переменные,
П – прибыль.
Порог рентабельности
– это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:
ПР=Зпост
/((ВР-Зпер
)/ВР),
где ПР – порог рентабельности,
Зпост
– затраты постоянные,
Зпер
– затраты переменные,
ВР – выручка от реализации.
Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».
Запас финансовой прочности предприятия
– это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:
ЗФП=ВР-ПР,
где ЗФП – запас финансовой прочности,
ВР – выручка от реализации,
ПР – порог рентабельности.
Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.
Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.
Отношение чистого дохода к средне годовой стоимости собственного капитала предприятия
В отчетном периоде:
R2
=
В предыдущем периоде:
R1
=
В отчетном периоде по сравнению с предыдущем коэффициент покрытия собственного капитала возрос на 1,48%- это положительная тенденция.
16. Коэффициент окупаемости собственного капитала.
Ф1 Р380/Ф2 Р035*100%.%. Отношение средне годовой стоимости собственного капитала предприятия к чистого доходу
В отчетном периоде:
R2
=
В предыдущем периоде:
R1
=
В отчетном периоде по сравнению с предыдущем коэффициент окупаемости собственного капитала уменьшился на 1,9%- это положительная тенденция.
17. Валовая рентабельность продажи продукции.
Ф2 Р050/Ф2 Р035*100
Рассчитывается как отношение валовой прибыли к чистому доходу.
В отчетном периоде:
R2
=
В предыдущем периоде:
R1
=
В отчетном периоде по сравнению с предыдущем валовая рентабельность продажи продукции увеличилась на 0,5%- это положительная тенденция.
18. Чистая рентабельность продажи продукции.
Ф2 Р220/Р 035*100%. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к чистому доходу.
В отчетном периоде:
R2
=
В предыдущем периоде:
R1
=
В отчетном периоде по сравнению с предыдущем чистая рентабельность продажи продукции увеличилась на 0,1%- это положительная тенденция.
19. Рентабельность дохода от операционной деятельности.
Ф2 Р100/(Р035+Р060)*100%. Рассчитывается как отношение финансового результата от операционной деятельности
В отчетном периоде:
R2
=
В предыдущем периоде:
R1
=
Представим динамику показателей рентабельности в виде гистограммы
3.1 Факторный анализ рентабельности продукции
Проведем факторный анализ рентабельности продукции на основании данных Ф1”Баланс предприятия” иФ2” Финансовые результаты”:
№п/п |
Показатели |
Отчетный период (2) |
Предыдущий период (1) |
Абсол. отклонение |
Относит. откл. |
Темп роста,% |
1 |
Прибыль от операц деят-ти, (Поп д) |
4601 |
4754 |
-153 |
-3,21 |
96,78 |
2 |
Себестоимость от реализ.продукции, (С) |
62588 |
61832 |
756 |
1,22 |
101,2 |
3 |
Административные Затраты, (Задм) |
4228 |
4408 |
-180 |
-4,3 |
95,6 |
4 |
Затраты на сбыт (Зсб) |
715 |
689 |
26 |
3,77 |
103,8 |
Факторный анализ будем проводить за отчетный (R2
) и предыдущий периоды (R1
) методом полных цепных подстановок.
Факторная модель для анализа имеет вид:
R=
1.1. Определение рентабельности
Рентабельность
представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Прибыль
– это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.
Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Формулы расчета рентабельности реализации продукции
Данный коэффициент показывает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки. Значение зависит от отрасли, масштабов предприятия и длительности производственного цикла.
Традиционная формула рентабельности реализации:
К = прибыль от продаж/выручка без НДС и акциза*100%
Для расчетов можно использовать значения валовой, операционной и чистой прибыли.
Как посчитать рентабельность продаж? А первую очередь нужно знать, что обозначают показатели прибыли в отчетах:
- валовая (ВП) = выручка (цена*объем продаж) с вычетом полной себестоимости производства или приобретения товара;
- операционная (ОП) = ВП с вычетом операционных (текущих) расходов;
- чистая (ЧП) – ОП с вычетом налогов.
Формула рентабельности реализации по валовой прибыли:
ВП/выручка*100%.
Результат — объем валовой прибыли в выручке.
Значение по операционной прибыли:
ОП/выручка*100%
Результат – объем оперативной прибыли в выручке.
Формула расчета рентабельности продаж по чистой прибыли (после налогообложения):
ЧП/выручка*100%
Этот коэффициент важен для предприятий с небольшим объемом собственного капитала и основных средств. Для достоверности анализа его необходимо вычислять за несколько периодов. Коэффициент можно рассчитать и для отдельных групп продукции.