Дипломная работа: анализ уровня и динамики рентабельности деятельности предприятия

1.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности

Анализ безубыточности в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового результата от изменений од­ного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или за­купки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

Анализ безубыточности основан на ряде допущений:

— затраты можно разделить на постоянные и пе­ременные. Ряд затрат предприятия может содержать как пе­ременную, так и постоянную части. К постоянным расходам относятся:

1) амортизационные отчисления;

2) арендная плата;

3) плата за установленную (энергетическую) мощность;

4) постоянные составляющие заработной платы;

5) административно-управленческие расходы с учетом особенностей разделения расходов по заработной плате на переменны и постоянные;

— зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реаль­ной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение переменных издержек и объе­ма производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на поку­паемое сырье, материалы, заработную плату;

— остается неизменным ассортимент изделий;

— объем производства и реализации в прогнози­руемом периоде равны.

Эффектом производственного операционного рычага
называется более быстрое изменение прибыли при изменении выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.

Сила воздействия операционного рычага
означает, насколько процентов изменится прибыль при изменении и выручки от реализации на 1%.

Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот.

Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:

СВОР=(ВР – Зпер
)/П,

где СВОР – сила воздействия операционного рычага,

ВР – выручка от реализации,

Зпер
– затраты переменные,

П – прибыль.

Порог рентабельности
– это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:

ПР=Зпост
/((ВР-Зпер
)/ВР),

где ПР – порог рентабельности,

Зпост
– затраты постоянные,

Зпер
– затраты переменные,

ВР – выручка от реализации.

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависи­мость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализа­ции продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продук­ции снижается и появляется «эффект дополнительной при­были».

Запас финансовой прочности предприятия
– это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:

ЗФП=ВР-ПР,

где ЗФП – запас финансовой прочности,

ВР – выручка от реализации,

ПР – порог рентабельности.

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство про­дукции, не неся при этом убытков.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиаль­ное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочис­ленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.

Отношение чистого дохода к средне годовой стоимости собственного капитала предприятия

В отчетном периоде:

R2
=

В предыдущем периоде:

R1
=

В отчетном периоде по сравнению с предыдущем коэффициент покрытия собственного капитала возрос на 1,48%- это положительная тенденция.

16. Коэффициент окупаемости собственного капитала.
Ф1 Р380/Ф2 Р035*100%.%. Отношение средне годовой стоимости собственного капитала предприятия к чистого доходу

В отчетном периоде:

R2
=

В предыдущем периоде:

R1
=

В отчетном периоде по сравнению с предыдущем коэффициент окупаемости собственного капитала уменьшился на 1,9%- это положительная тенденция.

17. Валовая рентабельность продажи продукции.
Ф2 Р050/Ф2 Р035*100

Рассчитывается как отношение валовой прибыли к чистому доходу.

В отчетном периоде:

R2
=

В предыдущем периоде:

R1
=

В отчетном периоде по сравнению с предыдущем валовая рентабельность продажи продукции увеличилась на 0,5%- это положительная тенденция.

18. Чистая рентабельность продажи продукции.
Ф2 Р220/Р 035*100%. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к чистому доходу.

В отчетном периоде:

R2
=

В предыдущем периоде:

R1
=

В отчетном периоде по сравнению с предыдущем чистая рентабельность продажи продукции увеличилась на 0,1%- это положительная тенденция.

19. Рентабельность дохода от операционной деятельности.
Ф2 Р100/(Р035+Р060)*100%. Рассчитывается как отношение финансового результата от операционной деятельности

В отчетном периоде:

R2
=

В предыдущем периоде:

R1
=

Представим динамику показателей рентабельности в виде гистограммы

3.1 Факторный анализ рентабельности продукции

Проведем факторный анализ рентабельности продукции на основании данных Ф1”Баланс предприятия” иФ2” Финансовые результаты”:

№п/п

Показатели

Отчетный

период (2)

Предыдущий

период (1)

Абсол.

отклонение

Относит.

откл.

Темп

роста,%

1

Прибыль от операц

деят-ти, (Поп д)

4601

4754

-153

-3,21

96,78

2

Себестоимость от

реализ.продукции, (С)

62588

61832

756

1,22

101,2

3

Административные

Затраты, (Задм)

4228

4408

-180

-4,3

95,6

4

Затраты на сбыт (Зсб)

715

689

26

3,77

103,8

Факторный анализ будем проводить за отчетный (R2
) и предыдущий периоды (R1
) методом полных цепных подстановок.

Факторная модель для анализа имеет вид:

R=

1.1. Определение рентабельности

Рентабельность
представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Прибыль
– это денежное выражение основной части денежных накоп­лений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как эконо­мическая категория, она характеризует финансовый результат предпринима­тельской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-эко­номическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. При­быль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных по­требностей организации, но и приобретает все большее значение в формиро­вании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Формулы расчета рентабельности реализации продукции

Данный коэффициент показывает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки. Значение зависит от отрасли, масштабов предприятия и длительности производственного цикла.

Традиционная формула рентабельности реализации:

К = прибыль от продаж/выручка без НДС и акциза*100%

Для расчетов можно использовать значения валовой, операционной и чистой прибыли.

Как посчитать рентабельность продаж? А первую очередь нужно знать, что обозначают показатели прибыли в отчетах:

  • валовая (ВП) = выручка (цена*объем продаж) с вычетом полной себестоимости производства или приобретения товара;
  • операционная (ОП) = ВП с вычетом операционных (текущих) расходов;
  • чистая (ЧП) – ОП с вычетом налогов.

Формула рентабельности реализации по валовой прибыли:

ВП/выручка*100%.

Результат — объем валовой прибыли в выручке.

Значение по операционной прибыли:

ОП/выручка*100%

Результат – объем оперативной прибыли в выручке.

Формула расчета рентабельности продаж по чистой прибыли (после налогообложения):

ЧП/выручка*100%

Этот коэффициент важен для предприятий с небольшим объемом собственного капитала и основных средств. Для достоверности анализа его необходимо вычислять за несколько периодов. Коэффициент можно рассчитать и для отдельных групп продукции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.