Как формируется финансовый результат в бюджетной организации

Сравнительный анализ структуры баланса БУ

Показатели

Величина, тыс. руб.

Доля

Доля в среднем по отрасли

Актив

Нефинансовые активы

276 384

67%

55%

Финансовые активы

139 083

33%

45%

Баланс

415 467

100%

100%

Пассив

Обязательства

29 381

7%

37%

Финансовый результат

386 086

93%

63%

Баланс

415 467

100%

100%

Расчет и интерпретация коэффициентов являются главным методом анализа бухгалтерской отчетности. Коэффициенты — это относительные показатели, исчисляемые на основе статей отчетности. Выделяются следующие группы:

  • коэффициенты устойчивости (собственно коэффициент устойчивости, рассчитываемый как отношение чистых активов БУ к обязательствам; коэффициент автономии — аналог коэффициента платной деятельности; коэффициент финансовой независимости, показывающий долю чистых активов в валюте баланса; коэффициент долговой нагрузки, отражающий отношение совокупной суммы обязательств к годовым доходам от платной деятельности);
  • коэффициенты ликвидности (абсолютной ликвидности, срочной ликвидности, текущей ликвидности);
  • коэффициенты оборачиваемости (оборачиваемости дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, запасов, оборотных активов, чистых активов);
  • коэффициенты рентабельности (отношение прибыли от платной деятельности к доходам от оказания платных услуг; отношение прибыли от платной деятельности к чистым активам);
  • коэффициенты производительности труда.

Cчет 90 «Продажи»

Итоговый финансовый результат (прибыль или убыток) формируется за счет доходов и расходов от обычных видов деятельности, а также от прочих доходов и расходов.

К расходам по обычным видам деятельности относится расходы на продажу товаров, продукции, услуг, работ. Для отражения всех операций, связанных с продажей, используется счет 90 «Продажи».

Счет 90 состоит из нескольких субсчетов, на каждом из которых отражается своя операция.

Субсчета счета 90 «Продажи»:

90.1 – предназначен для отражения выручки от продажи товаров, готовой продукции, работ, услуг – продажной стоимости. Записи на этом субсчете делаются только по кредиту в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с покупателями.

90.2 – отражает себестоимость продаваемой готовой продукции, товаров, работ, услуг. Записи делаются только по дебету этого субсчета в корреспонденции со счетами учета затрат, себестоимости.

90.3 – предназначен для начисления НДС (налога на добавленную стоимость) к уплате в бюджет с реализуемых товаров, продукции. НДС, подлежащий уплате, заносится в дебет этого субсчета в корреспонденции со счетом учета расчетов по налогам и сборам.

90.9 – обобщающий субсчет, на котором подводятся итоги финансовой деятельности за месяц: выводится итоговая прибыль или убыток за месяц. По дебету субсчета отражается прибыль, по кредиту – убыток. Проводки по этому субсчету выполняются в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Проводки по реализации товаров, продукции

Как выше было сказано, на счете 90 отражаются операции, связанные с реализацией. Причем не все продажи могут быть отражены на счете 90, а только те, которые признаются обычным видом деятельности организации. Если, например, продаются материалы или основное средств и это не является обычным делом для предприятия, а скорее разовая операция, то такие реализации отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Продажа товаров, готовой продукции, оказание услуг и выполнение работ отражается на сч.90 в том случае, если эти операции являются обычным видом деятельности организации.

Бухгалтерские типовые проводки по счету 90 «Продажи»:

  • Д62 К90.1 – отражена продажная стоимость реализуемых товаров, продукции, работ, услуг
  • Д90.2 К43 – списана себестоимость готовой продукции на продажу
  • Д90.2 К41 – списана себестоимость товаров
  • Д90.2 К44 – списаны расходы на продажу
  • Д90.3 К68.НДС – НДС к уплате с продаваемых товаров, продукции
  • Д99 К90/9 – убыток от продажи
  • Д90/9 К99 – прибыль от продажи

На протяжении всего месяца каждая совершенная продажа в организации проводится через сч.90, в конце месяца выводится итоговый финансовый результат (прибыль или убыток) и отражается на субсчете 90/9.

Сч.90 – сложный, его особенность в том, что сальдо на каждом отдельном субсчете копится на протяжении месяца, то есть итоговое сальдо по всему счету равно нулю в конце месяца, а на каждом отдельном субсчете сальдо имеется: на 90.1 – кредитовое, на 90.2 и 90.3 – дебетовое.

Конечное сальдо по каждому субсчету из текущего месяца переносится в следующее, где оно будет выступать в качестве начального. Таким образом из месяца в месяц накапливается по субсчетам сч.90 накапливается выручка, себестоимость, НДС. По окончанию года необходимо полностью закрыть счет, таким образом, чтобы конечное сальдо по каждому субсчет было равно 0.

Закрытие счета 90 «Продажи» в конце года

Каждый субсчет сч.90 закрывается на субсчет 90.9 с помощью проводок, приведенных ниже.

Проводки по закрытию счета 90 в конце года:

Д90.1 К90.9 – с помощью этой проводки закрывается субсчет 90.1, проводка выполняется на сумму кредитового сальдо по этому субсчету. При выполнении этой проводки итоговое сальдо на субсчете равно 0.

Д90.9 К90.2 – закрытие субсчета 90.2 по аналогии.

Д90.9 К90.3 – закрытие субсчета 90.3 по аналогии.

Если на сч.90 открыты еще какие-либо счета, то они аналогичным образом закрываются на субсчет 90.9.

Предпосылки развития финансового анализа в бюджетных учреждениях

Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора в российский бухгалтерский учет открыло широкую дорогу для развития финансового анализа деятельности госучреждений. В частности, признание наличия чистых активов у государственного (муниципального) учреждения Концептуальными основами бухгалтерского учета и отчетности организации государственного сектора позволяет рассчитывать показатели, характеризующие финансовую устойчивость и эффективность работы БУ.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 256н.

В коммерческой сфере финансовым анализом обычно занимаются средние и крупные организации, поскольку для принятия управленческих решений им недостаточно данных стандартных форм бухотчетности. Наличие поставленного процесса финансового анализа в определенной степени характеризует зрелость организации. Переориентация в госсекторе с управления ресурсами на управление результатами поставила перед БУ задачи, схожие с теми, что решает обычный бизнес

И учредителю, и учреждению важно, чтобы поставленные цели были достигнуты путем рационального расходования ресурсов и при этом не произошло выхода из допустимой зоны рисков. Финансовый анализ позволяет это контролировать через систему показателей, через сравнение их фактических значений с предыдущими, плановыми и нормативными, а также со значениями аналогичных показателей схожих по виду деятельности БУ

Взаимосвязь счетов учета финансового результата учреждения

                  ------------------------------------------------------¬                  ¦                     -------------------------¬      ¦                  ¦                     ¦                       ¦/    ¦/------T-----¬  ---+--T-----¬   ------T--+--¬   ------T-----¬  ------T-----¬+-----+-----+  +-----+-----+   +-----+-----+   +-----+-----+  +-----+-----+¦ Д-т ¦ К-т ¦  ¦ Д-т ¦ К-т ¦   ¦ Д-т ¦ К-т ¦   ¦ Д-т ¦ К-т ¦  ¦ Д-т ¦ К-т ¦+-----+-----+  +-----+-----+   +-----+-----+   +-----+-----+  +-----+-----+¦ 040140000 ¦  ¦ 040110000 ¦   ¦ 040150000 ¦   ¦ 040120000 ¦  ¦ 040130000 ¦¦  "Доходы  ¦  ¦  "Доходы  ¦   ¦  "Расходы ¦   ¦  "Расходы ¦  ¦"Финансовы馦  будущих  ¦  ¦  текущего ¦   ¦  будущих  ¦   ¦  текущего ¦  ¦ результат ¦¦ периодов" ¦  ¦финансового¦   ¦ периодов" ¦   ¦финансового¦  ¦  прошлых  ¦¦   года"   ¦  ¦   года"   ¦   ¦           ¦   ¦   года"   ¦  ¦  отчетных ¦¦           ¦  ¦           ¦   ¦           ¦   ¦           ¦  ¦ периодов" ¦+-----T-----+  +-----T-----+   +-----T-----+   +-----T-----+  +-----T-----+¦ Д-т ¦ К-т ¦  ¦ Д-т ¦ К-т ¦   ¦ Д-т ¦ К-т ¦   ¦ Д-т ¦ К-т ¦  ¦ Д-т ¦ К-т ¦+-----+-----+  +-----+-----+   +-----+-----+   +-----+-----+  +-----+-----+L--T--+------  L-----+------   L-----+--T---   L-----+------  L-----+------   ¦     /¦         /¦ /¦   /¦      ¦      /¦ /¦   L------+------------   ¦     ¦       L-------+--------------+-¬  -----------+¬   -+----------¬   -+----------¬¦   доходы  ¦  ¦  текущие  ¦   ¦  расходы  ¦   ¦  текущие  ¦¦  будущих  ¦  ¦   доходы  ¦   ¦  будущих  ¦   ¦  расходы  ¦¦  периодов ¦  ¦           ¦   ¦  периодов ¦   ¦           ¦L------------  L------------   L------------   L------------

Рис. 2

Учет операций по счетам ведется в журналах по прочим операциям.

Основные задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности БУ

Главная цель такого анализа — получение информации, характеризующей финансовое положение учреждения. Данная информация в первую очередь призвана снизить уровень неопределенности относительно перспектив развития БУ.

К основным задачам такого анализа можно отнести:

  • оценку эффективности использования бюджетных средств;
  • оценку финансовой устойчивости БУ;
  • оценку эффективности оказания услуг (иных функций, для исполнения которых создано БУ);
  • оценку источников финансирования деятельности БУ;
  • определение тенденции изменения финансового состояния БУ;
  • выявление внешних и внутренних угроз;
  • выявление скрытых резервов для улучшения финансового состояния БУ.

ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

     Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, составляемой по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.    В статье мы расскажем, как заполняется Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения и какие показатели в нем отражаются.     Среди субъектов, на которых распространяет свое действие Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), названы коммерческие и некоммерческие организации ( Закона N 402-ФЗ). К числу некоммерческих организаций относятся в том числе бюджетные учреждения, следовательно, требования Закона N 402-ФЗ распространяются и на них.    Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами ( статьи 13 Закона N 402-ФЗ).    Документами в области регулирования бухгалтерского учета являются, в частности, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, которые устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы (пункты , статьи 21 Закона N 402-ФЗ).     разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 19.03.2019 г. N 45н.    Десять стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, уже утверждены и введены в действие с отчетности 2018 и 2019 годов, восемь утвержденных стандартов будут введены в действие с отчетности 2020 и 2022 годов, работа по разработке федеральных стандартов продолжается. 

Обратите внимание!Федеральным законом от 26.07.2019 г. N 247-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы

названного закона установлено, что федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные уполномоченным федеральным органом до дня вступления в силу Закона N 247-ФЗ, т.е. до 26.07.2019 г., признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.

     Одним из стандартов, вступивших в силу с 01.01.2018 г., является Федеральный бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»).    Бухгалтерская (финансовая) отчетность по степени обобщения в ней информации и порядка ее формирования подразделяется на индивидуальную, консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность ( СГС «Концептуальные основы»).    По степени раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности такая отчетность подразделяется на бухгалтерскую (финансовую) отчетность общего назначения и бухгалтерскую (финансовую) отчетность специального назначения ( СГС «Концептуальные основы»).

Расходы будущих периодов

Расходы, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции N 157н). Данный счет используется в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов. На нем учитываются расходы, связанные с:

  • подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
  • освоением новых производств, установок и агрегатов;
  • рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
  • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;
  • приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
  • неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
  • иными аналогичными расходами.

Расходы будущих периодов относятся на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся, в порядке, устанавливаемом учреждением в учетной политике:

  • равномерно;
  • пропорционально объему продукции (работ, услуг);
  • иным способом.

Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.

Кроме того, поскольку учет на счете 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» ведется по кодам КОСГУ, то при формировании учетной политики учреждению целесообразно предусмотреть в рабочем плане счетов соответствующие аналитические счета по статьям (подстатьям) КОСГУ к счету 0 401 50 000. Напомним, в Инструкции N 162н учет расходов будущих периодов в разрезе кодов КОСГУ не предусмотрен.

Расходы будущих периодов отражаются следующими бухгалтерскими записями (п. 124 Инструкции N 162н):

            Содержание операции            
     Дебет    
    Кредит    
Отражение сумм поставленных материальных   ценностей, оказанных услуг, принятых работ 
 0 401 50 000 
0 302 21 730 - 0 302 26 730,0 302 31 730 - 0 302 34 730, 0 302 91 730 
Отнесение на расходы текущего отчетного    периода стоимости материальных ценностей,  работ, услуг, учитываемых в прошлые        отчетные периоды как расходы будущих       периодов                                   
 0 401 20 2xx 
 0 401 50 000 

Пример 2. Казенное учреждение приобрело неисключительное право пользования нематериальными активами в течение 2 лет. Стоимость неисключительного права пользования — 96 000 руб. Согласно учетной политике стоимость неисключительного права переносится на расходы текущего периода ежемесячно равными долями.

В учете казенного учреждения операции по приобретению и списанию неисключительного права отразятся следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,     руб.   
Приобретение неисключительного правана нематериальный актив             
1 401 50 000
1 302 32 730
  96 000  
Списание ежемесячно в течение двух  лет стоимости неисключительного     права на нематериальный актив       
1 401 20 272
1 401 40 000
   4 000  

Л.Салина

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.