Путевой лист легкового автомобиля – так нужен или нет?
Путевой лист обязательно должны приобрести:
- Водители маршрутных такси, организующие перевозку пассажиров в районе или городе.
- Шофер, занимающийся перевозкой какого-либо груза, предметов, товаров, багажа.
- Водители транспортных компаний, совершающих рейсы междугороднего сообщения.
- Шофер другого наземного транспорта общественного назначения – трамвая, троллейбуса.
Несмотря на преимущества путевого листа, его не нужно оформлять:
- Физическому лицу, использующему собственный транспорт в своих целях.
- Физическому лицу, предоставляющему автомобиль другому лицу по доверенности.
- Юридическому лицу, имеющему собственную машину, используемую не в целях компании, а в своих.
Особенности выписки путевых листов
Бухгалтер любой организации должен знать, что такой документ выписывается на 1 день, либо на 1 поездку. К примеру, вас отправляют в командировку в другой город на транспорте компании с водителем. Он должен получить путевой лист перед выездом.
Заметьте, если ваше нахождение в другом городе затянулось на 1 месяц и даже больше, то, чтобы вас привезли обратно, водитель должен будет выписать 2 такой же лист. Подтверждение этому вы найдете в Приказе №152 Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года, под названием «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем указан срок выдачи – от 1 до 30 дней.
Оформлять листок следует на каждого водителя, особенно в том случае, когда транспорт будет использоваться несколькими сотрудниками во время перевозки (п. 11 того же приказа).
На каждый легковой или грузовой автомобиль компании также должен быть выписан свой, отдельный путевой лист (п. 9 того же приказа).
Документ должны регистрировать в бухгалтерии, либо сами руководители организации. Заметьте, срок хранения документов – не менее 5 лет.
Новая форма путевого листа в 2019 году:
Что изменилось
Чиновники не утвердили новый бланк путевого листа, обязательный для всех. Минтранс внес поправки только в порядок заполнения документа. Приказ Минтранса России от 21.12.2018 № 467.
Минтранс внес четыре изменения в путевые листы с 1 марта 2019 года. Во-первых, сократил срок, на который можно выписать путевой лист. Во-вторых, добавил новый реквизит. В-третьих, отметил штампы при заверении подписей. В-четвертых, уточнил, когда фиксировать данные одометра. Как оформлять путевой лист с 1 марта 2019 года, смотрите на образце в конце статьи.
Срок путевого листа. Оформлять один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены больше нельзя. Теперь документ следует составлять перед каждым рейсом или сменой либо до начала первого рейса, если в течение смены водитель совершает несколько рейсов.
Ранее компания могла выписать путевой лист на любой срок, который не превышает месяц, на несколько рейсов.
Новый реквизит. В путевом листе надо будет проставлять не только дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, но и предсменного.
Заполненный документ подписью заверяет диспетчер и руководитель учреждения либо уполномоченные руководителем лица. Если предприятие использует печать (определено уставом), то путевка скрепляется печатью. Документ всегда составляется в единственном экземпляре и выдается водителю на руки. По окончании рейса водитель должен сдать его ответственному лицу под подпись.
Отметки в путевых листах. Отметки о медосмотре и показаниях одометра теперь заверяйте только подписью. Штамп больше не нужен. Работник должен расписаться лично, указать фамилию и инициалы. Кто может проводить медосмотр водителя, смотрите в рекомендации «Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника».
Данные одометра. Показания одометра нужно вносить в путевой лист с 1 марта только при выезде автомобиля с парковки. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда на один автомобиль оформили несколько путевых листов на разных водителей. Тогда показания одометра вносят два раза: в путевой лист водителя, который первым выезжает, и в документ водителя, который последний заезжает на место стоянки.
Новый бланк на 2017 год
В связи с расширением перечня обязательных реквизитов, некоторые компаниям и ИП потребуется скорректировать бланки своих путевых листов. Если после 26 февраля 2017 года в листе не будет всех обязательных реквизитов, то проверяющие могут расценить такой первичный документ как «неполноценный». И тогда, к примеру, с признанием затрат на ГСМ могут возникнуть сложности. Мы подготовили для вас новый бланк путевого листа, который содержит все реквизиты, обязательные с 26 февраля. Выглядит он так:
Также вы можете скачать новый бланк путевого листа на 2017 год в формате Word для легковых автомобилей. Аналогичным образом вы можете поправить бланк путевого листа для грузовых автомобилей, чтобы в нем можно было делать отметки о предрейсовом техническом осмотре.
Имейте в виду, что если вы будете утверждать новый бланк путевого листа на 2017 год, то это обстоятельство потребуется зафиксировать в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
Во многих организациях директор и водитель и механик – в одном лице. В такой ситуации он и ставит подпись о том, что провел предрейсовый техосмотр. А также указывает дату и время проведения осмотра.
Правила заполнения путевого листа грузового автомобиля – порядок внесения изменений до выезда и на линии
Чтобы правильно оформить бланк путевого листа, необходимо следовать следующим правилам:
- Не забыть проставить сразу дату и код, по которому будут начислять компенсацию в бухгалтерии.
- Указать марку авто, прицепа, гаражный номер, а также количество сотрудников-водителей, личные данные.
- Определить количество рейсов, протяженность маршрута.
- Записать, сколько литров топлива и других горюче-смазочных материалов требуется. Если в машине есть остаток, то его количество отмечают.
- Сделать отметку о состоянии здоровья водителя у лица, который допускает шофера к своей деятельности.
- Внести показания спидометра ТС.
- Записать, во сколько вы выехали на машине из гаража, во сколько прибыли на место сбора пассажиров, либо груза, указать адрес этого места.
- Описать объект перевозки.
- Время прибытия на место отгрузки перевозимого товара следует также задокументировать.
- Предъявление ТТН грузополучателю также отметьте в соответствующей графе.
- Укажите и время отбытия с места отгрузки. Если случится простой на линии, то о нем следует также написать в документе, отметьте и причину.
- Далее запишите, во сколько вы прибыли в гараж или на КПП, затем сдайте транспорт механику ОТК или КПП под подпись.
Основные формы путевых листов для легковых и грузовых автомобилей
- Для легковушки. Оформляется такой документ по №3. Эта бумага позволяет зафиксировать работу сотрудника. В налоговой это доказательство служит основанием для начисления зарплаты.
- Для специального авто. Это разновидность предыдущего документа для легковой машины, поэтому выписывают его по форме №3, специальной. В таком листе записываются также данные о работе водителя.
- Для таксиста на легковой машине. Оформляется по №4. В нем также фиксируется работа шофера. По документу начисляют зарплату водителю.
- Для грузового автомобиля, водитель которого работает сдельно, выписывается документ по форме №4-с.
- Для грузового транспорта, водитель которого выполняет работу повременно и ежедневно, оформляется лист по №4-п.
- Для автобуса бумага выписывается по форме №6. Обычно используется такой путевой лист для транспорта, действующего по пригородным или городским маршрутам.
- Для автобусов необщего пользования. Перевозя пассажиров в таком транспорте, водитель должен обладать документом по специальной форме №6.
Как правильно разработать собственную форму путевых листов – правила
Не все работодатели желают связываться с оформлением путевых листов. Как правило, на заполнение бумаги уходит много времени. Поэтому можно упростить такой документ только некоторым организациям – тем, которые не имеют штатных водителей и транспортных средств, предназначенных для выполнения перевозок в целях компании.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (от 21.11.1996 N129) в документе вы должны указать все главные сведения.
Вот они:
- Шапку – наименование организации, все важные данные.
- Дату составления.
- Перечень бригады сотрудников, их данные.
- Наименование услуги, работы, проводимой водителями, их характеристика.
- Оценка работы – денежные средства, идущие на зарплату шоферу, а также на организационные вопросы поездки.
- Подпись руководства и сотрудников, указанных в листе.
Документ следует предоставлять в налоговый орган с определенной регулярностью, чтобы не возникало вопросов о необоснованных расходах компании.