Как рассчитать
В Налоговом кодексе чётко не расписано, как рассчитать водный налог. Однако мы расскажем. Сначала нужно взять из таблицы соответствующую водному объекту ставку. При этом учтите, что, например, одна река может проходить по территории России через несколько экономических регионов сразу. И в каждом из них – своя ставка по данному объекту.
Подробнее об этом см. «Ставки водного налога в 2017 году: таблица».
Затем ставку при определенных условиях перемножают на особый коэффициент, о которым мы сказали выше. Его значение в 2017 году – 1,52. И не исключено, что напоследок сверхнормативное число кубов воды придется умножить на 5 (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
ПРИМЕР
ООО «Гуру» во II квартале 2017 года забрало из артезианской скважины 150 000 куб. м воды. Из них – 100 000 куб. м в пределах квартального лимита, а 50 000 куб. м – сверх того. Скважина предприятия расположена в селе, которое находится рядом с бассейном реки Кубань. Это Северо-Кавказский экономический район.
Базовая налоговая ставка для этих подземных вод составляет 570 рублей за тысячу кубических метров. Итоговая налоговая ставка равна:
570 руб. за тыс. куб. м × 1,52 (коэффиц. в 2017 г.) = 866,4 рубля за тыс. куб. м.
Сумма налога за II квартал 2017 года:
100 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м + 50 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м × 5 = 303 240 рублей.
Другой комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации
ФНС России в письме от 22.07.2005 N 21-3-05/45@ указала, что по вопросу применения ставки водного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 НК следует руководствоваться письмом ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32, в котором разъяснено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога главой 25.2 НК не предусмотрено.
Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07 и ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А.
Применение льготной ставки, указанной в пункте 3 статьи 333.12 НК, обусловлено целевым назначением забора воды, при этом не следует понимать, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3).
В то же время, учитывая позицию Минфина России в письмах от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, применение налогоплательщиком ставки водного налога, установленной пунктом 3 статьи 333.12 НК, в случае если в лицензии указано целевое назначение «добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения», однако отсутствуют указания на объект водоснабжения «население» или «жилищный фонд», неправомерно.
Пункт 3 статьи 333.12 НК не содержит положений о невозможности применения льготной налоговой ставки, если водоснабжение населения не является основным видом деятельности налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А05-809/2007).
Минфин России в письме от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 и Управление ФНС России по Московской области в письме от 20.11.2006 N 19-50-И/1353 разъяснили, что глава 25.2 НК не предусматривает увеличения налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51 также указывал, что, как закреплено в статье 333.12 НК, налоговая ставка установлена в соответствии с лимитами и нет дополнительного пятикратного увеличения размера платы при отсутствии лицензии.
В письме от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 указано, что пользование подземными водными объектами является объектом налогообложения по водному налогу, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод.
В письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 разъяснено (при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством)): водный налог уплачивается по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК.
В то же время суды полагают, что отсутствие в лицензии на пользование недрами указания на водоснабжение населения или водоснабжение жилищного фонда не лишает налогоплательщика права на применение льготной ставки водного налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 333.12 НК (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.07.2008 N Ф08-3886/2008, ФАС Уральского округа от 30.05.2007 N Ф09-4095/07-С3).
Глава 25.5 «Экологический налог»
Экологический налог представляет собой замену платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщики экологического сбора
Плательщиками экологического налога признаются компании и ИП, которые оказывают в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности негативное воздействие на окружающую среду.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, плательщиками признаются компании и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Местом нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) находится такой объект.
Экологический налог
Объекты обложения и ставки платежей останутся прежними, но изменения все же есть.
Кто будет платить. Налогоплательщиками будут организации и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, которая оказывает НВОС. Физлиц новый налог не затронет.
— Реклама —
Как встать на учет. Постановку плательщиков на учет будет осуществлять налоговый орган по месту нахождения объекта, который оказывает НВОС. Информацию в ИФНС будет представлять Росприроднадзор. В настоящее время на учет ставят только сами объекты. Правила их учета менять не планируют.
Что нужно облагать налогом. Объекты налогообложения — НВОС в результате:
— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ;
— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;
— размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
Не нужно будет облагать налогом:
— размещение отходов на объектах, которые не оказывают НВОС. Для этого нужно будет представить в ИФНС соответствующее решение Росприроднадзора;
— размещение отходов, которые накапливают и утилизируют в собственном производстве согласно техрегламенту или передают для утилизации в течение 11 месяцев с момента образования;
— размещение отходов V класса опасности, образовавшихся при добыче полезных ископаемых, путем закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвы;
— выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в процессе хозяйственной или иной деятельности на объекте, оказывающем НВОС, IV категории.
Как рассчитывать налог. Налоговым периодом будет календарный год, отчетными — первый квартал, полугодие и девять месяцев.
По итогам каждого отчетного периода необходимо будет исчислять ежеквартальные авансовые платежи. Это правило не распространится на спецрежимников. Налог они будут рассчитывать только за год.
Налоговую базу плательщики будут определять самостоятельно по каждому объекту. В проекте предусмотрены налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления. Они будут установлены исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).
Налоговые ставки аналогичны нынешним ставкам платы за НВОС. С 2021 года ставки необходимо будет умножать на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен.
Кроме того, будут введены коэффициенты для стимулирования уменьшения выбросов. Самый высокий коэффициент (100) будет применяться, если:
— будет превышен установленный объем (масса) вредных выбросов;
— выбросы не будут снижены в течение шести месяцев после наступления сроков, которые определены в плане мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности.
В некоторых случаях, наоборот, можно будет использовать понижающие коэффициенты.
По проекту налогоплательщики сохранят право уменьшить сумму налога, если за налоговый период проведут мероприятия по снижению НВОС. Для этого они должны будут представить в ИФНС документы, подтверждающие расходы на финансирование таких мероприятий. Предельная величина вычета составит 70% от исчисленного налога. В настоящее время в отношении платы за НВОС такого ограничения нет.
Как уплачивать налог. В течение налогового периода налогоплательщики, кроме спецрежимников, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи. Сейчас исключение действует для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок — не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. По итогам года налог нужно будет уплатить не позднее 10 марта следующего года. Сейчас это 20-е число месяца и 1 марта соответственно.
Авансовый платеж за каждый квартал будет равен ¼ от суммы платы за предыдущий год. По итогам года нужно будет доплатить разницу.
Как отчитываться. Декларацию придется сдавать не позднее 25 марта. Сейчас срок — 10 марта. Ее можно будет представлять только по ТКС. Если налогоплательщик подаст декларацию в бумажном виде, она не будет считаться представленной.
Изменения по ЕНВД в 2020 году
С 01.01.2020:
- Налогоплательщики, торгующие в розницу маркированными товарами (лекарства; обувь; одежда и продукция из натурального меха), с 1 января 2020 года не смогут применять спецрежим. Если продажа таких товаров произойдет в середине квартала, то налоги за этот квартал нужно будет заплатить по общему режиму.
- по ЕНВД на 2020 год — 2,009;
- Правопреемники на ЕНВД должны будут восстановить НДС, который принял к вычету их правопредшественник, если:
- полученные от правопредшественника товары, работы, услуги, имущественные права начинают использоваться в операциях, которые не облагаются НДС;
- правопредшественник в качестве покупателя перечислил предоплату и заявил с нее вычет по НДС, а отгрузка товара (либо возврат аванса при расторжении или изменении договора) осуществляется уже правопреемнику, который тоже заявляет налоговый вычет;
- уменьшилась стоимость товаров, приобретенных правопредшественником.