Как посчитать рентабельность продаж: расчёты, формула, анализ

Как рассчитать рентабельность продаж

Для расчета рентабельности продаж пользуются формулой:

Rпр = P/В*100%,

где

  • P – Прибыль от продаж;
  • В – Выручка.

По балансу

Чтобы найти значение рентабельности продаж по бухгалтерскому балансу, нужно использовать отчет о финансовых результатах (форма 2).

Рассчитанный по отчету показатель может быть трех видов:

  • по валовой прибыли;
  • по операционной прибыли;
  • по чистой прибыли.

По валовой прибыли

В первом случае формула для расчета выглядит следующим образом:

R = стр.2100/стр.2110*100%,

где

  • стр.2100 – Валовая прибыль,
  • стр.2110 – Выручка.

По операционной прибыли

Используя операционную прибыль, расчет будет осуществляться по формуле:

Rпр = (стр.2300+стр.2330)/стр.2110*100%,

где

  • стр.2300 – Прибыль до налогообложения,
  • стр.2330 – Проценты к уплате.

Такой показатель также называют рентабельность продаж по EBIT (от англ. Earnings before interests and taxes), что означает прибыль до вычета процентов и налогов.

Это отношение хорошо тем, что прибыль включает в себя лишь результаты работы организации, без налогов, амортизации и обязательств.

По чистой прибыли

Формула для расчета с использованием чистой прибыли выглядит следующим образом:

Rпр = стр.2400/стр.2110*100%,

где стр.2400 – Чистая прибыль.

Примеры

Например, имеются следующие данные:

Показатели Строка в отчете по форме 2 2017 год
Выручка 2100 150100 усл. ед.
Валовая прибыль 2100 8500 усл. ед.
Чистая прибыль 2400 1600 усл. ед.
Проценты к уплате 2330 2560 усл. ед.
Прибыль до налогообложения 2300 1400 усл. ед.

Применив к исходным данным формулы, получим:

  • Рентабельность продаж по валовой прибыли: Rпр = 8500/150100*100% = 5,66%.
  • Рентабельность продаж по операционной прибыли: Rпр = (1400+2560)/150100*100% = 2,64%.
  • Рентабельность продаж по чистой прибыли: Rпр = 1600/150100*100% = 1,07%.

Причины снижения показателей и пути их повышения

Коэффициенты снижаются, если снижаются цены, меняется ассортимент, увеличиваются затраты. Независимо от причины, снижение свидетельствует о неблагоприятной ситуации. Для выявления причин проводится анализ затрат, принципов ценообразования, ассортимента.

Если снижение вызвано сокращением объемов реализации, то вариантов может быть всего 2: снижение спроса или неудовлетворительная работа отдела маркетинга. Постоянное вычисление показателей позволяет быстро ориентироваться в ситуации, находить причины снижения и устранить их.

Но недостаточно знать, как найти рентабельность продаж – формула ничего не изменит

Важно знать, как повысить показатели. Путей может быть несколько:

  • снижение затрат;
  • снижение себестоимости;
  • повышение цен на отдельные группы товаров.

Первый способ используется чаще всего. Это может быть сокращение штата и снижение текущих затрат. Второй способ взаимодействует с первым. Например, при сокращении штата автоматически снижается себестоимость. Менее распространенный способ — расширение предприятия с целью снизить себестоимость единицы товара.

Третий способ самый рискованный

Для осуществления требуется осторожность, точные расчеты и расширение ассортимента. Повысить цену без риска потерять постоянных покупателей можно на группы товаров, которые покупаются практически по любой цене

Еще один вариант – расширение ассортимента очень дорогой, но элитной продукцией.

Пример расчета рентабельности продаж

Для того чтобы целиком и полностью понять, как происходит расчет рентабельности, следует рассмотреть конкретный пример, который поможет решить все вопросы в мгновение ока.

Итак, возьмем общую выручку от продаж предприятия за 2011 год, которая в сумме составляла 10,5 млн рублей. А в 2012 году общая выручка от продаж возросла до показателя в 12,2 млн рублей. При этом, чистая прибыль в 2011 году составляла 3,1 млн рублей, а в 2012 году — 3,23 млн рублей.

Итак, каким образом изменилась рентабельность продаж в 2012 году?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить значение коэффициента рентабельности продаж в 2011 году. Это можно сделать согласно формуле, представленной выше. Подставив имеющиеся числа в формулу, можно получить следующее:

ROS2011 = 3,1 : 10,5 = 0,2952 или же 29,52%.

Далее понадобится определить коэффициент рентабельности за 2012 год. Он будет следующим:

ROS2012 = 3,23 : 12,2 = 0,2648 или же 26,48%.

Далее необходимо рассчитать изменение рентабельности продаж, что можно сделать следующим образом:

ROS = ROS2012 — ROS2011 = 26,48 — 29,52 = -3,04%.

Рентабельность продаж — это

Рентабельность продаж – это показатель, отражающий долю чистой прибыли в общем объеме продаж.Стоит обратить внимание, без рентабельности трудно понять то, насколько успешно продвигается дело, является ли оно прибыльным или убыточным, как будет развиваться, и что в данный момент необходимо предпринять, чтобы увеличить доход, уменьшив при этом расходы. Расчет показателей рентабельности позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия

Расчет рентабельности производится:

  • для контроля прибыли
  • для отслеживания развития бизнеса
  • для сравнения с прибылью конкурирующих компаний
  • для возможности определять прибыльные и убыточные продажи и др.

Но далеко не каждый предприниматель может профессионально определить рентабельность. Он ведет учет и записи на аматорском уровне, не зная того, как вести финансовые дела профессионально.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.