Как рассчитать рентабельность продаж
Для расчета рентабельности продаж пользуются формулой:
Rпр = P/В*100%,
где
- P – Прибыль от продаж;
- В – Выручка.
По балансу
Чтобы найти значение рентабельности продаж по бухгалтерскому балансу, нужно использовать отчет о финансовых результатах (форма 2).
Рассчитанный по отчету показатель может быть трех видов:
- по валовой прибыли;
- по операционной прибыли;
- по чистой прибыли.
По валовой прибыли
В первом случае формула для расчета выглядит следующим образом:
R = стр.2100/стр.2110*100%,
где
- стр.2100 – Валовая прибыль,
- стр.2110 – Выручка.
По операционной прибыли
Используя операционную прибыль, расчет будет осуществляться по формуле:
Rпр = (стр.2300+стр.2330)/стр.2110*100%,
где
- стр.2300 – Прибыль до налогообложения,
- стр.2330 – Проценты к уплате.
Такой показатель также называют рентабельность продаж по EBIT (от англ. Earnings before interests and taxes), что означает прибыль до вычета процентов и налогов.
Это отношение хорошо тем, что прибыль включает в себя лишь результаты работы организации, без налогов, амортизации и обязательств.
По чистой прибыли
Формула для расчета с использованием чистой прибыли выглядит следующим образом:
Rпр = стр.2400/стр.2110*100%,
где стр.2400 – Чистая прибыль.
Примеры
Например, имеются следующие данные:
Показатели | Строка в отчете по форме 2 | 2017 год |
Выручка | 2100 | 150100 усл. ед. |
Валовая прибыль | 2100 | 8500 усл. ед. |
Чистая прибыль | 2400 | 1600 усл. ед. |
Проценты к уплате | 2330 | 2560 усл. ед. |
Прибыль до налогообложения | 2300 | 1400 усл. ед. |
Применив к исходным данным формулы, получим:
- Рентабельность продаж по валовой прибыли: Rпр = 8500/150100*100% = 5,66%.
- Рентабельность продаж по операционной прибыли: Rпр = (1400+2560)/150100*100% = 2,64%.
- Рентабельность продаж по чистой прибыли: Rпр = 1600/150100*100% = 1,07%.
Причины снижения показателей и пути их повышения
Коэффициенты снижаются, если снижаются цены, меняется ассортимент, увеличиваются затраты. Независимо от причины, снижение свидетельствует о неблагоприятной ситуации. Для выявления причин проводится анализ затрат, принципов ценообразования, ассортимента.
Если снижение вызвано сокращением объемов реализации, то вариантов может быть всего 2: снижение спроса или неудовлетворительная работа отдела маркетинга. Постоянное вычисление показателей позволяет быстро ориентироваться в ситуации, находить причины снижения и устранить их.
Но недостаточно знать, как найти рентабельность продаж – формула ничего не изменит
Важно знать, как повысить показатели. Путей может быть несколько:
- снижение затрат;
- снижение себестоимости;
- повышение цен на отдельные группы товаров.
Первый способ используется чаще всего. Это может быть сокращение штата и снижение текущих затрат. Второй способ взаимодействует с первым. Например, при сокращении штата автоматически снижается себестоимость. Менее распространенный способ — расширение предприятия с целью снизить себестоимость единицы товара.
Третий способ самый рискованный
Для осуществления требуется осторожность, точные расчеты и расширение ассортимента. Повысить цену без риска потерять постоянных покупателей можно на группы товаров, которые покупаются практически по любой цене
Еще один вариант – расширение ассортимента очень дорогой, но элитной продукцией.
Пример расчета рентабельности продаж
Для того чтобы целиком и полностью понять, как происходит расчет рентабельности, следует рассмотреть конкретный пример, который поможет решить все вопросы в мгновение ока.
Итак, возьмем общую выручку от продаж предприятия за 2011 год, которая в сумме составляла 10,5 млн рублей. А в 2012 году общая выручка от продаж возросла до показателя в 12,2 млн рублей. При этом, чистая прибыль в 2011 году составляла 3,1 млн рублей, а в 2012 году — 3,23 млн рублей.
Итак, каким образом изменилась рентабельность продаж в 2012 году?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить значение коэффициента рентабельности продаж в 2011 году. Это можно сделать согласно формуле, представленной выше. Подставив имеющиеся числа в формулу, можно получить следующее:
ROS2011 = 3,1 : 10,5 = 0,2952 или же 29,52%.
Далее понадобится определить коэффициент рентабельности за 2012 год. Он будет следующим:
ROS2012 = 3,23 : 12,2 = 0,2648 или же 26,48%.
Далее необходимо рассчитать изменение рентабельности продаж, что можно сделать следующим образом:
ROS = ROS2012 — ROS2011 = 26,48 — 29,52 = -3,04%.
Рентабельность продаж — это
Рентабельность продаж – это показатель, отражающий долю чистой прибыли в общем объеме продаж.Стоит обратить внимание, без рентабельности трудно понять то, насколько успешно продвигается дело, является ли оно прибыльным или убыточным, как будет развиваться, и что в данный момент необходимо предпринять, чтобы увеличить доход, уменьшив при этом расходы. Расчет показателей рентабельности позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия
Расчет рентабельности производится:
- для контроля прибыли
- для отслеживания развития бизнеса
- для сравнения с прибылью конкурирующих компаний
- для возможности определять прибыльные и убыточные продажи и др.
Но далеко не каждый предприниматель может профессионально определить рентабельность. Он ведет учет и записи на аматорском уровне, не зная того, как вести финансовые дела профессионально.