Новые разделы в политике
С 1 января 2020 года вступают в силу еще несколько федеральных стандартов для учреждений бюджетной сферы. Большинство из них вводят новые объекты учета и требуют отражения в отчетности новых сведений. С такими объектами учета и сбором сведений бухгалтеры учреждений бюджетной сферы еще не сталкивались. Например, в следующем году должны появиться следующие объекты учета:
- резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
- непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).
В отчетности за 2020 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (стандарт «Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н).
К сожалению, в стандартах умалчивается о том, у кого и каким образом главный бухгалтер может получить необходимую информацию для отражения в бухучете соответствующих объектов учета, а также сведения для отражения в отчетности. Минфин не предлагает даже никаких форм первичных учетных документов для совершения операций с вводимыми объектами учета и для сбора сведений! При этом уже есть нерадостная для бухгалтеров судебная практика, например, решение Кировского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14.03.2019. Согласно материалам дела, главбух казенного учреждения была признана виновной в правонарушении по статье 15.15.6 КоАП. Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность. В свое оправдание главбух пыталась объяснить суду, что:
- ей никто не представил первичного учетного документа на бумажном носителе, являющегося основанием для отражения в учете банковской гарантии;
- что у нее нет обязанности осуществлять мониторинг Единой информационной системы в целях поиска размещенных в ней сведений о закупке.
Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности. Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей.
Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2020 года. А затем в учетной политике на 2020 год предусмотреть, как минимум:
- порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
- разработать формы учетных документов;
- отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.
Организационные аспекты учетной политики
Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.
Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.
Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.
В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.
При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета.
По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:
наименование документа
код формы
дата составления
наименование организации, составившей документ
содержание хозяйственных операций
измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях
список должностных лиц
подписи сторон.
Обратите внимание. На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов!!!. Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета
Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.
Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны.
График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере.
В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.
Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.
Доказательство невиновности
главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников учреждения четкого выполнения своих требований,
Судебной практики по административным правонарушениям, в которых фигурирует требование главбуха в письменной форме, пока нет. Она появится, скорей всего в конце 2020 года. Однако, чтобы снизить риски привлечения главбуха к административной ответственности целесообразно в учетной политике на 2020 год предусмотреть:
- порядок предъявления главным бухгалтером письменных требований к сотрудникам учреждения и выполнения ими таких требований,
- саму форму письменного требования.
Учетная политика для целей налогового учета
Для целей налогового учета учетная политика позволяет обобщить информацию об операциях, которые компания проводит за отчетный период для целей определения базы для налогообложения и исчисления взносов. Данный порядок регламентируется нормами Налогового кодекса РФ. В целях налогообложения применяются следующие данные:
- информация из первичных документов (на основании которых организован бухгалтерский учет);
- регистры расчетов, ведомостей и таблиц, необходимых для формирования этих регистров;
- для расчета налогооблагаемой базы.
Налоговые регистры представляют собой источник информации для составления налоговых деклараций. Они необходимы в случае проведения налоговых проверок для предъявления инспекторам. Как правило, формирование налоговых регистров осуществляется на базе программ бухучета. По спецрежимам, данная регламентация не нужна, так как налоговая база таких организаций указана в НК РФ однозначно и двусмысленным толкованиям не подлежит. В данном случае в учетной политике указывается режим налогообложения, применяемый компанией. К примеру, УСН или ЕСХН. Правила формирования базы по данным видам налогообложений строго регламентированы и никаких отклонений не предполагают.
В учетной политике для целей налогового учета необходимо закрепить решение некоторых вопросов, которые не были раскрыты при формировании расчетов с государством по какому-либо налогу, либо вопросов, по которым не предусматривается однозначная трактовка.
По налогу на прибыль следует предусмотреть следующее:
- метод признания доходов и расходов;
- раздельный учет по целевому финансированию;
- методы начисления амортизации;
- амортизационную премию;
- материальные расходы;
- разделение расходов на прямые и на косвенные;
- резервирование расходов;
- иные вопросы.
По НДС требуется разграничить операции, которые подлежат обложению налогом, а также освобождаемые от налогообложения, либо которые облагаются по ставке 0%. Раздельный учет можно не вести, а также не распределять входной НДС в том случает, если доля затрат на закупку, производство и реализацию объекта сделки или имущества равно не менее 5% от общей суммы затрат.
Особенности составления учетной политики
Следует обратить внимание на наличие некоторых особенностей, которые учитываются при формировании учетной политики в зависимости от вида компании:
Виды организаций
Какие особенности следует учитывать при составлении учетной политики
Сельско-хозяйственные компании
Особое внимание необходимо уделить учету земель, так как они являются основным средством производства. Кроме того, также следует разработать специфику учета в таких отраслях, как растениеводство и животноводство.
Торговые компании
Следует обратить внимание на формирование себестоимости продукции, его списании, порядка инвентаризации, а также на транспортных расходах.
Кредитные организации
Потребуется разграничить ведение финансового учета и управленческого.
Некоммерческие организации
Следует указать метод раздельного учета целевых средств.