Плата «Платону» не уменьшит транспортный налог
Учет платы за вред автодорогам в 2019 г.
Как и предполагалось в 2016 г., владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в специальном реестре большегрузов, лишь до конца 2018 г. смогут уменьшать транспортный налог на плату оператору системы «Платон» в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значени я п. 4 ст. 2 Закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ .
С 2019 г. «платоновский» вычет по транспортному налогу отменяют. Это значит, что организации должны будут в общем порядке исчислять и уплачивать авансовые платежи и транспортный налог по большегрузам — как и по другим автомобилям.
В связи с отменой «платоновского» вычета подкорректирован порядок заполнения декларации по транспортному налогу. Обновленным порядком нужно будет руководствоваться при заполнении отчетности за 2019 г.
Однако, если позволяет режим налогообложения, плату «Платону» можно будет полностью учесть в налоговых расходах.
Так, плательщики налога на прибыль смогут учесть для целей налогообложени я подп. 1, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо ФНС от 20.09.2017 № СД-4-3/18806@ :
• всю «отъезженную» начиная с 01.01.2019 плату «Платону» (с 2019 г. отменено ограничение, ранее закрепленное в ст. 270 НК п. 48.21 ст. 270 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) );
• начисленный за 2019 г. транспортный налог (авансовые платежи по нему, если они предусмотрены региональным законодательством).
На «доходно-расходной» УСН также можно будет учесть в расходах сумму платы «Платону», которая одновременн о подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ :
• уплачена оператору системы (ведь упрощенцы применяют кассовый метод);
• «отъезжена» — использована в качестве платы за возмещение вреда дорогам по совершенным начиная с 01.01.2019 поездкам.
Уплаченный транспортный налог и авансовые платежи по нему также можно учесть в составе расходов упрощенцев, применяющих «доходно-расходную» УСН подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ .
Аналогичная ситуация и у плательщиков ЕСХН. Для них снято ограничение на учет в налоговых расходах полной суммы платы «Платону», которая уплачена и «отъезжен а» подп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ . Уплаченный транспортный налог (в пределах начисленного) плательщики ЕСХН могут учесть в расхода х подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ .
Налоги за 2018 г. считаем по старым правилам
Напомним, что при расчете налогов за 2018 г.:
• транспортный налог на конкретный грузовик можно уменьшить на плату в систему «Платон» только по тому же грузовику, причем если она уже израсходована на поездки («отъезжен а») Письмо Минфина от 13.01.2017 № 03-05-05-04/739 ;
• сумма «отъезженной» и уплаченной платы «Платону» подтверждается отчетом оператора. Его можно получить в личном кабинете на сайте «Платона». Если она больше транспортного налога за конкретный грузовик, то такой налог платить не нужн о п. 2 ст. 362 НК РФ; Письмо ФНС от 16.10.2018 № БС-4-21/20166 . Иначе в бюджет надо уплатить транспортный налог в сумме, превышающей плату «Платону»;
• в «прибыльном» налоговом учете можно учесть в расходах только превышение платы «Платону» над суммой транспортного налога. В то же время транспортный налог учитывается в расходах только в части, не покрытой за счет платы «Платону» (то есть берем сумму налога после применения вычет а) Письма Минфина от 11.07.2017 № 03-03-10/43987 , от 27.06.2017 № 03-03-10/40602 ; ФНС от 20.09.2017 № СД-4-3/18806@ .
• плательщики ЕСХН и упрощенцы на «доходно-расходной» УСН смогут учитывать в расходах лишь ту плату «Платону», которая превышает сумму транспортного налога, «отъезжена» и уплачена.
Предприниматели и иные граждане, владеющие большегрузами, начиная с 2019 г. вынуждены будут платить и плату «Платону», и транспортный налог. Так что 2018 г. — последний, за который можно применить льготу по транспортному налогу, уменьшив его на «платоновский» выче т ст. 361.1 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) .
Поскольку расчет транспортного налога граждане сами не делают, им надо подать в инспекцию (любой налоговый орган по своему выбору) заявление о предоставлении налоговой льготы в виде платы за возмещение вреда за 2018 г., приложив к нему подтверждающие документ ы п. 3 ст. 361.1, п. 1 ст. 362 НК РФ; Письмо ФНС от 26.08.2016 № БС-4-11/15777 .
Что нужно для оформления
Для того, чтобы стать обладателем льготы, предварительно нужно предоставить Федеральной Налоговой Службе(ФНС) перечень требуемых документов.
К ним относятся:
- Заявление
- Правоустанавливающие документы на транспортное средство
- Технический паспорт машины
- Данные о произведенных платежах за пользование федеральными трассами
Сотрудники ФСС настоятельно просят предоставлять выписки из программы «Платон».
Уменьшить транспортный налог вправе любой собственник транспортного средства. Это могут быть как простые физические лица, индивидуальные предприниматели, так и организации.
Порядок получения льготы
Собственники транспорта могут рассчитывать на льготу, если:
- Автомобиль внесен в реестр
- Сотрудник системы «Платон» выдал перевозчику квитанцию, подтверждающую совершение платежей
Отчет, на основании которого предоставляются льготы оформляется единожды в год. Заказать его возможно либо на официальном портале, либо через мобильное приложение.
Если перевозчику неудобно пользоваться электронными вариантами, то он может посетить офис системы «Платон».
Если нужно получить электронную выписку, то необходимо выполнить следующие действия:
- Зайти в колонку транспортных средств и выбрать тот транспорт, который зарегистрирован в системе «Платон»
- Найти функцию «Запросить выписку ФНС», указать временные рамки и ввести требуемые данные
- После чего документ самостоятельно скачается
- Документ подтвержден электронной подписью с защитой, поэтому распечатывать его не нужно
Полученную справку нужно предоставить при оплате транспортного налога в налоговую службу.
Как платить авансовые платежи и использовать постоплату
Прежде чем перейти к методам, вкратце рассмотрим схему оплаты: авансовые платежи доступны только при оформлении маршрутной карты, а постоплата при использовании бортового устройства.
Итак, теперь что касается способов авансовой оплаты:
- Личный кабинет «Платон. Это основной и наиболее просто метод внесения авансового платежа. Пользователю необходимо указать все идентифицирующие его сведения и ввести данные карты. После этого требуется только пополнить счет на требуемую сумму в соответствии с условиями системы или же погасить уже выставленный.
- Онлайн-платеж через банк. У каждого банка присутствует оплата из «Личного кабинета». Следовательно, если банк поддерживает оплату системы «Платон», требуется только войти в банковский аккаунт, в раздел «Платежи», ввести в соответствующем поле реквизиты «Платона» и оплатить.
- Банковский перевод. Представляет собой аналог онлайн-платежа, однако через отделение банка. Обязательно иметь с собой реквизиты аккаунта в системе — оплата производится либо через терминал, либо при помощи сотрудник банка. Срок транзакции составляет 5 рабочих дней.
- Платежные системы и терминалы. Оплата «Платона» через платежные системы производится также, как и через личный кабинет банка. В разделе «Платежи» нужно выбрать «Платон» и указать все реквизиты. Если внесение средств производится через терминал, то предварительно потребуется временная авторизация в аккаунте.
В случае же использования постоплаты — определение итоговой стоимости и фактически платеж производится при окончании поездки. Оплата производится посредством личного кабинета или банковского перевод, онлайн-платежом в том числе.
Когда введена и как действует
В ноябре 2015 года в пределах Российской Федерации начала свою деятельность программа «Платон». Ее главные задачи:
- обработка информационных сведений;
- сбор соответствующих данных;
- сохранение всей информации о перемещениях большегрузов по федеральным трассам в режиме настоящего времени.
Автомобилисты пользуются системой бесплатно, но они обязательно должны сначала пройти процедуру регистрации на официальном сайте .
Несмотря на бесплатное пользование, за услуги сервиса придется отдавать каждый месяц около 600 рублей.
Бортовой блок программы крепится в автомобиле, а после этого сообщает координаты передвижения в центр хранения информационных сведений через мобильное соединение.
Пересланные данные преобразуются, после чего водитель получает счет за совершенные поездки по федеральным дорогам, в соответствии с установленными тарифами.
Программа «Платон» функционирует самостоятельно, и когда машина сворачивает с федеральной дороги, то система переключается на режим ожидания.
Большинство большегрузов обязаны присоединится к программе. Главное условие — масса автомобиля свыше 12 тонн.
От уплаты сборов «Платона» освобождаются транспортные средства, которые осуществляют перевозку пассажиров, различные служебные автомобили пожарной службы, скорой помощи и т. п., если они оборудованы специальными световыми и звуковыми сигналами, а также автомобили, которые числятся имуществом Министерства обороны Российской Федерации.
Для того, чтобы зарегистрироваться в системе, нужно предварительно собрать список документов.
Для предпринимателей нужно собрать следующую документацию:
- документ, подтверждающий статус предпринимателя;
- свидетельство из налоговой об идентификационном номере;
- водительские права;
- документ о прохождении регистрации транспортным средством.
Если зарегистрировать нужно большую компанию, то список документов будет несколько измененным.
После оформления заявления на официальном портале и прикреплении требуемых документов, указанная информация о предпринимателе или фирме будет внесена в реестр.
Для граждан иных государств, перечень требуемой документации для регистрации будет значительно шире.
Им нужно показать:
- технический паспорт на транспортное средство;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- справки, подтверждающие легальность деятельности фирмы;
- разрешение на осуществление предпринимательской деятельности;
- сведения о личностях ответственных лиц.
Если же у иностранного предпринимателя есть официальный представитель на территории Российской Федерации, то нужно будет указать его фамилию, имя, отчество, а также контактные сведения, такие как номер телефона и электронный адрес.
После того, как заявитель отправит заявление и приложение документов, ему потребуется дать согласие на обработку личных данных программой «Платон».
Только после завершения выше указанной процедуры лицо получает доступ к личной учетной записи, где ему предоставляют специальный код, и вносится в действующую базу данных.
Система Платон и транспортный налог в 2020 году
Начало 2020 года ознаменовалось не только увеличением ставки НДС, изменения затронули и систему «Платон». Среди нововведений — отмена вычета по транспортному налогу на сумму платежей в систему. Рассказываем, как владельцам большегрузов избежать ошибок при расчете необходимых отчислений в бюджет и каким образом вернуть переплату, если она образовалась.
Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2020 года?
До 31.12.2018 за собственниками большегрузного транспорта «закреплялись» два типа платежей:
- отчисления в систему «Платон», за счет которой ремонтируются дороги;
- региональный транспортный налог, направляемый на содержание дорог.
Кроме того, владельцы автомобилей с разрешенной max массой более 12 тонн имели возможность снизить ТН на сумму, перечисленную в «Платон».
Важно, что этим правом могли воспользоваться только собственники большегрузов, зарегистрированные в системе в качестве плательщиков ТН по данному транспортному средству (письмо налоговой службы от 11 июля 2018 года № БС-4-21/13355). Налоговый расчет строился на следующих правилах:
Налоговый расчет строился на следующих правилах:
- Учет велся по каждому автомобилю отдельно. Нельзя было уменьшить суммы налога за один грузовик на сумму взносов, уплаченных за другое транспортное средство.
- Уменьшение бюджетных платежей допускалось только в случае, когда в отчетном году автомобиль «изъездил» авансовые взносы в систему.
- При превышении платежей в «Платон» начисленного налога, плательщик полностью освобождался от обязательства. Разницу между суммой взносов и транспортным налогом разрешалось учитывать в налоговой базе по прибыли.
- Если оплата сбора за вред дорогам была меньше налога, в бюджет уплачивали сумму, не покрытую за счет средств, израсходованных на «Платон».
С 01 января 2020 года была отменена льгота, с помощью которой автовладельцы снижали сумму транспортного налога. Кроме того, нововведения усложнили учет расходов по «Платону». Чтобы иметь возможность включить их в общие затраты, потребуется отдельно учитывать платежи в систему.
Отмена льготы по транспортному налогу: перспективы нововведения
С 2020 год размер уплаченных платежей в систему «Платон» не имеет значения для целей расчета ТН. По новым правилам, плательщики обязаны уплачивать налоги за весь имеющийся транспорт в полном объеме (письмо ФНС № БС-4-21/5227@ от 22.03.2019).
Таким образом, на всех владельцев большегрузов одновременно ложится обязанность по расчету и уплате авансовых платежей транспортного налога, а также оплата за проезд по федеральным трассам в систему «Платон».
Статья 12.21.3 КоАП устанавливает ряд штрафов за неиспользование бортового устройства или за махинации с ним.
Как действует система «Платон»?
Она выполняет несколько основных задач:
- Обработку информации;
- Сбор необходимых сведений;
- Сохранение данных о перемещении грузовиков по автомагистралям.
Автомобилисты могут бесплатно использовать данную систему. Однако они должны в обязательно порядке зарегистрироваться на сайте системы. За услуги сервиса каждый месяц придется уплачивать 600 рублей.
Блок платоновской программы устанавливается в автомобиль. Через мобильное соединение он сообщает координаты транспортного средства в специальный центр. Полученные данные обрабатываются. После этого водителю выписывается счет за поездки по федеральным трассам.
Функционирование системы «Платон» происходит автоматически. Если автомобиль сворачивает с федеральной трассы, система самостоятельно выключается. Все автомобили массой выше 12 тонн обязаны присоединиться к системе. От уплаты налогов освобождены только те авто, которые осуществляют перевозку людей, а также различные служебные авто.
Схема уплаты налога по данной системе является авансовой. Т.е. сначала вносятся деньги, а после этого оператор постепенно списывает необходимую сумму. Оплата выполняется за каждый километр пути.
Переплата по транспортному налогу
Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.
Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете. Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение. К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали здесь.
Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет. Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.
Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.
Всё дело в организации процесса и особых запатентованных технологиях.
Описание системы «Платон»
Первое, что стоит отметить, — обязательные к уплате средства по системе «Платон» с юридической точки зрения не являются налогом. Конституционным судом РФ в постановлении №-14-П было установлено, что данные выплаты представляют собой публичный индивидуально-возмездный платеж
Это важно учитывать по двум причинам:
- наличие этих выплат не упраздняет существование налога;
- нормативное обеспечение и регулирование отличается от того, что присуще налогам.
Основная задача системы — стать инструментом, что позволит оплачивать сбор с точностью до километра.
Столь доскональная точность обеспечивается посредством маршрутной карты или бортового устройства. Они представляют собой документ, предварительно созданный, и предоставленный на учет, по предполагаемому маршруту владельцем транспортного средства, и бортовое устройство БУ 1201 со встроенным GSM/GPRS/ГЛОНАСС для навигации.
Проверка наличия в автомобиле установленной системы производится либо «на месте» с использованием стационарных рамок, либо удаленно — используется предварительно установленное оборудование.
О предпосылках создание системы стоит отметить одно: разработка обусловлена тем фактором, что стандартных налогов не хватало на поддержание дорог в приемлемом состоянии. Уплачиваемые водителями ранее, и в редких случаях сейчас, федеральный и региональный налоги не справлялись со своей задачей. Как следствие, бюджетные «дыры» пришлось чем-то «заполнять».
Как работает система Платон
Для пользователей разработано три способа взаимодействия с оператором:
- Личный кабинет на официальном сайте. Программа попросит указать некоторые сведения и прикрепить документы на автомобиль. Регистрация проходит на следующий рабочий день
- Если вам неудобно пользоваться интернетом, возьмите документы на машину и личные (если вы частное лицо) или уставные (если представитель юридического лица) документы и отправляйтесь в Центр информационной поддержки пользователей
- Еще один способ — терминал самообслуживания. Перейдя по этой ссылке, вы можете найти ближайший центр обслуживания или терминал самообслуживания
Для начала работы с системой Платон каждый большегрузный автомобиль должен быть зарегистрирован в Реестре. Удобнее всего это сделать в личном кабинете, но можно и с помощью терминала или в Информационном центре.
Чтобы передать оператору данные о своих перемещениях, владелец авто должен либо оформлять на каждую поездку маршрутную карту, либо разместить на машине бортовое устройство для автоматической передачи информации оператору.
Обмануть систему путем подачи заведомо ложной информации о планируемом маршруте будет затруднительно, равно как и попытаться ездить на незарегистрированном в системе автомобиле, так как трассы оборудованы специализированными рамками, которые фиксируют перемещения машин, а также предусмотрены мобильные системы контроля.
Терминал имеет небольшие размеры и вес, интуитивно понятный интерфейс и подробную инструкцию на русском языке. Крепится непосредственно на автомобиль.