Четыре причины, по которым банк не исполнит платежное поручение

Рубрикатор

  • НДС 2020. Вычет НДС
  • Страховые взносы 2020
  • Декларация НДС 2020
  • УСН доходы 2020. Все об упрощенной системе налогообложения 2020. Упрощенка
  • Учет затрат. Учет расходов и доходов
  • Бухгалтерский учет. Бухучет
  • ФСС. 4 Форма ФСС 2020
  • Торговый сбор 2020
  • ЕНВД в 2020. Единый налог на вмененный доход
  • Товарный знак
  • Декретные
  • Детские пособия 2020
  • Больничный лист 2020
  • Командировочные расходы 2020
  • Отпускные 2020. Расчет отпускных
  • НДФЛ 2020
  • ИП налоги 2020. Индивидуальный предприниматель — все о налогах
  • Транспортный налог 2020
  • Заработная плата, трудовые отношения
  • Пенсионный фонд. Новости. Статьи
  • Налог на прибыль 2020
  • Материнский капитал 2020
  • Первичные документы
  • Налог на имущество 2020
  • Исправляем ошибки учета. Штрафы, пени.
  • ККМ, ККТ, наличные и безналичные расчеты
  • Налоговые( выездные, камеральные) и другие проверки
  • Новое в законодательстве
  • Основные средства, НМА, учет материалов,товаров, склад, убыль
  • Отчетность: налоговая, бухгалтерская.

Уплату налогов рассматривают через добросовестность

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден. Налоговый кодекс говорит о том, что с момента предъявления в банк поручения на перечисление налога в бюджет при наличии достаточных средств на счете считается, что налогоплательщик свою обязанность исполнил ().

Однако все не так однозначно. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О) указанные выше положения Налогового кодекса действуют только в отношении добросовестных налогоплательщиков. В связи с этим у налогового органа есть право провести проверку добросовестности действий налогоплательщиков и банков. В случае, если инспекция докажет недобросовестность компании, ее обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной, а недоимку придется уплатить.

Арбитражные суды подтверждают правомерность действий налоговых органов. Примером может быть дело (решение АС г. Москвы от 30.03.2015 по делу № А40-152175/2014), в котором налогоплательщик пытался обжаловать действия налогового органа и признать обязанность по уплате налога на добавленную стоимость исполненной.

Обстоятельства дела были следующими. Общество перечислило через расчетный счет в банке сумму в счет уплаты НДС за I квартал 2014 года. Банк списал денежные средства со счета, а вот в бюджет они уже не поступили.

После наступления срока уплаты налога на добавленную стоимость налоговая потребовала погасить образовавшуюся недоимку. Общество ответило, что указанную сумму уплатило и представило налоговому органу копию платежного поручения. Инспекция убедилась, что деньги в бюджет не поступили и списала сумму недоимки с другого расчетного счета Общества.

Общество обратилось в суд с требованием о признании действий налогового органа незаконными, а обязанности по уплате НДС – исполненной.

Налогоплательщик настаивал на том, что выполнил свою обязанность по уплате налога, ссылаясь на положения Налогового кодекса. По мнению Общества, все требования закона были выполнены: платежное поручение предъявлено в банк, требуемая сумма на счете Общества была.

Налоговый орган заявил о недобросовестности действий налогоплательщика, ссылаясь на следующие обстоятельства:

  • сумма налога была уплачена за счет средств, полученных Обществом от подконтрольной компании по договору займа по внутрибанковским проводкам; до получения займа остаток на счете был минимальным;
  • обычно Общество уплачивало налоги через свой расчетный счет, открытый в другом банке;
  • кроме уплаты налога, Общество никаких реальных платежей по хозяйственным операциям через данный счет не производило;
  • Общество заплатило сумму НДС досрочно, никакой необходимости в этом не было;
  • уплаченная Обществом через проблемный банк сумма была меньше суммы НДС, подлежащей оплате. В установленный законом срок Общество не смогло бы произвести оплату в полном объеме в связи с отзывом лицензии у банка;
  • налогоплательщик знал о том, что банк не сможет перечислить деньги в бюджет: на следующий день после предъявления в банк платежного поручения налогоплательщик получил выписку по расчетному счету. В ней было указано, что платеж не прошел из-за недостаточности средств на корреспондентском счете банка.

ВАЖНО

Сам по себе договор займа между взаимозависимыми лицами законом не запрещен и не свидетельствует автоматически о недобросовестности налогоплательщика. Наличие такого договора может являться доказательством недобросовестности налогоплательщика при наличии других обстоятельств, например, если:

  • собственных денежных средств, достаточных для уплаты налога, на счете компании в банке нет;
  • налогоплательщик получил денежные средства от своей подконтрольной компании, которая имела счет в том же банке, то есть в обход корреспондентского счета в банке, на котором уже не было достаточных денежных средств.

Суд посчитал, что Общество вместе с взаимозависимым лицом действовали недобросовестно. Зная, что у банка нет средств на корреспондентском счете, а у самого налогоплательщика — на его расчетном счете, они заключили формальный договор займа. Налог также был уплачен формально, никакого экономического смысла в этом не было. То есть налогоплательщик преднамеренно использовал счет в проблемном банке для перечисления сумм налога в бюджет.

Суд признал обязанность по уплате налога неисполненной и подтвердил правомерность действий налогового органа по взысканию недоимки. Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали выводы суда первой инстанции (пост. Девятого ААС от 19.05.2015 № 09АП-16481/15, АС МО от 31.08.2015 № Ф05-11508/15).

Статус 19 в платежном поручении

В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее: 101 — Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России

А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

(Приложение № 5 — Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной.

Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н».

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов «Статус налогоплательщика»:

Статус налогоплательщика (плательщика сборов)

Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов)

Статус налогоплательщика в платежном поручении

Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» утверждены новые правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе платежей в бюджетную систему.

Как уточнить платеж

С 1 января 2019 года изменили условия, при которых можно уточнить налоговый платеж, если:

  • со дня уплаты прошло не более трех лет;
  • уточнение не приводит к образованию недоимки;
  • деньги поступили в бюджет, несмотря на ошибку.

Если платеж не поступил в бюджет, то уточнить его нельзя. Придется оформить новое платежное поручение и обратиться в ИФНС за возвратом денег по старой платежке.

Уточнить можно не только основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, но и номер счета Федерального казначейства. П. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ

Если налогоплательщик перечислил деньги в бюджет вовремя, но по неверным реквизитам, а позднее подал заявление об уточнении платежа, то датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа, а значит пеней быть не должно. Но, так просто избежать денежных санкций можно не всегда.

Примечание: Письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853

Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами

Если платежное поручение на уплату налогов заполнить с ошибками, ФНС может отнести поступившую сумму к невыясненным платежам. То же самое может случиться и при уплате страховых взносов.

Если ФНС не может идентифицировать платеж, возможны два варианта развития событий:

  1. ФНС сообщит компании о зависшем платеже.
  2. ФНС не станет уведомлять о зависшем платеже. Чаще всего налогоплательщики узнают об ошибках в платежном поручении, когда получают требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

Самой распространенной ошибкой, ведущей к уточнению платежа, можно считать неверный КБК. Иногда контролирующие органы уточняют платежи самостоятельно и уже по факту уведомляют налогоплательщика.

С 01.12.2017 в силу вступил Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, который подробно описывает порядок уточнения платежей. Согласно этому приказу, ФНС информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Для уведомления разработана специальная форма. Налоговый орган укажет причину, по которой платеж не прошел. В приказе приведен перечень возможных ошибок. Всего их 16.

Коды ошибок о неуплате налога и их расшифровка:

  • 01 — КБК не указан или указан с ошибкой
  • 03 — ОКТМО не указан или указан с ошибкой
  • 05 — ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
  • 06 — указанный ИНН принадлежит другой компании
  • 07 — КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
  • 08 — ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой
  • 09 — КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой
  • 10 — налогоплательщик не состоит на учете в ИФНС
  • 11 — перечислен налог за третьих лиц
  • 12 — в поле 106 платежного поручения основание платежа отсутствует или указано неверно
  • 13 — присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета
  • 14 — в ФНС не открыта карточка расчета с бюджетом
  • 15 — в поле 101 платежного поручения указан неверный статус плательщика или поле пустое
  • 16 — в поле 107 платежного поручения налоговый период не указан или указан с ошибкой

Зная коды ошибок, налогоплательщик сможет оперативно найти допущенную ошибку и написать . Письмо составляется в произвольной форме.

Информация о назначении платежа по своей сути является справочной. Не обязательно писать письмо об уточнении платежа, если в поле «назначение платежа» допущена ошибка. ФНС идентифицирует платеж по указанному КБК и другим параметрам.

Чтобы избежать пеней из-за невыясненных налоговых платежей, рекомендуем периодически проводить сверку расчетов с контролирующими органами. А лучше получить ЭЦП и открыть личный кабинет юридического лица или ИП. Там всё видно!

Уточнение страховых взносов

Если сведения об уплаченных «пенсионных» взносах уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то уточнить платеж нельзя

Кроме этого, важно помнить, что правила уточнения реквизитов платежек на уплату взносов за периоды до 01.01.2017 и после этой даты существенно различаются

Так, чтобы уточнить реквизиты платежных поручений на перечисление взносов, деньги по которым поступили в ПФР до 01.01.2017 года, заявление об уточнении нужно подать в Фонд. В течение 5 рабочих дней Фонд рассматривает полученное заявление, выносит решение об уточнении платежа и направляет это решение налоговикам. Одновременно с решением ПФР отправит в инспекцию уточненную сумму пени, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

Уточнение реквизитов платежа по взносам, отправленного после 01.01.2017 в ИФНС, происходит так:

  • плательщик подает заявление в ИФНС;
  • ИФНС направляет запрос в ПФР;
  • после получения запроса Фонд в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и направляет в инспекцию сообщение о возможности/невозможности уточнения;
  • в случае положительного ответа из Фонда налоговики принимают решение об уточнении платежа.

Ошибки, приводящие к неуплате налога в бюджет

В эту первую группу ошибок включены 2 пункта.

Первый пункт гласит о том, что налог будет считаться не уплаченным в случае допущения ошибки в номере счета Федерального Казначейства.

Второй ошибкой считается неверное написание наименования банка-получателя.

Третьей ошибкой считается неверное указание ОКТМО.

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на другой счет Казначейства России. В любом случае сумму придется заплатить заново.

В соответствии с этим, если вышеназванные ошибки не будут замечены и исправлены вовремя, то они повлекут за собой возникновение недоимки. И, как следствие, на плечи налогоплательщика лягут еще и штрафы, блокировка счета и необходимость в повторной уплате налога.

В случае обнаружения таких ошибок после того, как поручение будет исполнено банком, исправление их возможно только одним способом — повторным перечислением денег по верным реквизитам. А первоначально уплаченную сумму придется возвращать как уплаченную излишне.

Если перечисляете платеж повторно, за возвратом первоначально уплаченной суммы обращайтесь:

  • в банк – если платеж не исполнен;
  • в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет Казначейства России не попали.

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.