Как автоматизировать работу с документами и не заполнять бланки вручную
Автоматическое заполнение бланков документов. Сэкономьте свое время. Избавьтесь от ошибок.
Подключитесь к КЛАСС365 и пользуйтесь полным спектром возможностей:
- Автоматически заполнять актуальные типовые формы документов
- Печатать документы с изображением подписи и печати
- Создавать фирменные бланки с вашим логотипом и реквизитами
- Составлять лучшие коммерческие предложения (в том числе по собственным шаблонам)
- Выгружать документы в форматах Excel, PDF, CSV
- Рассылать документы по email прямо из системы
- Вести учет материалов и товаров
*Для ознакомления с функционалом программы вы можете использовать специальный заполненный аккаунт, кнопка находится на странице Торговля склад демо версия >>
С КЛАСС365 вы сможете не только автоматически готовить документы. КЛАСС365 позволяет управлять целой компанией в одной системе, с любого устройства, подключенного к интернету. Легко организовать эффективную работу с клиентами, партнерами и персоналом, вести торговый, складской и финансовый учет. КЛАСС365 автоматизирует всё предприятие. Возможности Класс365 для складского учета читайте на странице склад программа учета >>
Элементы акта
Бумага оформляется минимум на двух листах. На каждом листе присутствует таблица. В представленных образцах первая таблица содержит 13 строк, вторая – 12. При необходимости количество строк можно увеличивать. Тогда весь документ будет занимать большее количество листов. Однако даже в этом случае он будет считаться унифицированной формой и с малой долей вероятности спровоцирует вопросы при проведении проверок.
К сведению! С 2013 года законодательство значительно смягчило требования к документообороту в организациях. Форма ТОРГ-16 перестала быть единственно верной для списания негодных товаров. Оформить факт списания можно на любом бланке. Главное, чтобы в нем содержались все нужные реквизиты и бланк был принят приказом руководителя и присутствовал в учетной политике компании.
Большинство руководителей, кладовщиков и бухгалтерских работников склонно применять именно эту форму документа, так как в ней данные будут размещены удобно, компактно. Кроме того, она не вызывает никаких вопросов при проведении переучета контролирующими организациями.
Кто составляет Акт о списании по форме ТОРГ-16
Для оформления акта о списании руководитель организации своим приказом (распоряжением) назначает комиссию не менее чем из трёх человек и с участием ответственного за хранение ТМЦ лица. В состав комиссии также могут входить представители санитарного или пожарного надзора.
Полезные документы для скачивания
Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18) Скачать в .xls Карточка количественно-стоимостного учета товара (ТОРГ-28) Скачать в .xls Товарный отчёт (ТОРГ-29) Скачать в .xls
Акт составляется в трёх экземплярах, подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр передается в бухгалтерию, на его основании проводят списание ТМЦ.Второй остаётся в подразделении, где было произведено списание. Третий экземпляр документа передается материально ответственному за хранение ТМЦ лицу.
Утверждает акт руководитель предприятия, он же принимает решение о том, за счёт какого источника будет списан бракованный или испорченный товар, о чём делается запись в самом низу второй страницы бланка ТОРГ-16.
Если принято решение товар уничтожить, чтобы случайно не списать его повторно, товар уничтожают в присутствии комиссии. Обычно уничтожению или утилизации подлежит товар с истекшим сроком годности.
Как правильно заполнить акт ТОРГ-3
Акт по форме № ТОРГ-3 составляется в пяти экземплярах. В целом, форма № ТОРГ-3 имеет те же особенности составления, что и акт по форме № ТОРГ-2.
Допустим, в документации указано, что должно быть поставлено 100 упаковок с канцелярскими принадлежностями, а фактически оказалось, что их там 99, а одна из коробок имеет надпись «офисная бумага». Тогда сразу после приемки товара необходимо будет составить акт по форме ТОРГ-3, в котором указать расхождения. Для составления подобного документа необходимо привлекать независимую организацию (например, экспертов Торгово-Промышленной Палаты), а также пригласить представителя поставщика. Впрочем, присутствие последнего при согласии отправляющей стороны необязательно.
Комиссия, состоящая из товароведов или других материально-ответственных сотрудников компании и привлеченного эксперта, должна сверить содержимое упаковки, удостовериться, что надпись «офисная бумага» на коробке соответствует действительности, что заказанных канцелярских принадлежностей там фактически нет. После этого составляется акт по форме ТОРГ-3, который содержит 3 страницы.
На первой странице должны быть указаны сведения о покупателе, поставщике, а также способе доставки груза. На второй странице формы ТОРГ-3 указываются расхождения между информацией, отраженной в отгрузочных документах, и фактически поставленной продукцией. Третья страницы формы ТОРГ-3 заполняется только в случаях, если не требуется проведение экспертизы. Например, в приведенном выше случае с канцелярскими принадлежностями, это разрешается. А если речь идет о некачественной продукции, сторонняя организация обязана составить экспертизу, закрепленную печатью, и тогда заполнение третьей страницы формы ТОРГ-3 не требуется.
Порядок заполнения формы ТОРГ-1
Бланк ТОРГ-1 состоит из титульной страницы, табличной части (занимает 2-ю и 3-ю страницу) и заключительной части.
На титульной странице необходимо указать:
-
Сведения о фирме-грузополучателе.
-
Наименование и реквизиты документа-основания.
-
Номер и дату составления.
-
Место приемки ТМЦ.
-
Перечень сопроводительных документов и их реквизиты.
-
Сведения о грузоотправителе, производителе, поставщике.
-
Сведения о страховой компании.
-
Реквизиты договора на поставку, счета-фактуры и некоторых других документов.
-
Способ доставки, дату отправки.
В нижней части титульной страницы расположена небольшая таблица, в которой указывают дату и время:
-
прибытия товара в организацию;
-
начала приемки товара;
-
приостановления и возобновления приемки;
-
окончания приемки ТМЦ.
На 2-й странице в таблице надо указать данные о поставленной продукции, заявленные поставщиком (наименование, сорт, единицу измерения, цену, количество). Также здесь вносятся сведения о сертификате, он должен быть в составе сопроводительной документации.
На 3-й странице грузополучатель отображает фактические данные о поступивших ТМЦ, сумму с учетом НДС и сам НДС. Затем надо прописать выявленные отклонения. Под таблицей следует поставить отметку о состоянии товара и упаковки. Далее нужно указать заключение о причинах возникновения недостачи, если таковая обнаружена.
На 4-й странице акта ТОРГ-1 указывают состав комиссии и ее заключение. В заключении прописывают, соответствуют ли полученные ТМЦ документам грузоотправителя, и выносится решение о том, что дальше делать с товаром: оприходовать или принимать другие меры.
Если присутствовал представитель поставщика – указывают его Ф.И.О., должность и документ, удостоверяющий его полномочия. Ниже приводится решение руководителя организации. Акт подписывает главный бухгалтер и заведующий складом (или кладовщик). Печать на документе не требуется. Ниже вы сможете скачать ТОРГ-1: бланк и образец заполнения формы.
Действия сотрудника организации-грузополучателя в случае обнаружения расхождений с накладными во время приемки товаров
Во время перевозки продукция подвержена риску быть поврежденной, испорченной или утраченной. Если работник склада обнаружил такие факты, он должен остановить приемку и выполнить следующие действия:
-
обеспечить сохранность ТМЦ;
-
позаботиться о том, чтобы некачественная часть товара не перемешалась с качественной продукцией;
-
вызвать представителя грузоотправителя (в акте есть строка, в которой надо сделать отметку о вызове представителя фирмы-грузоотправителя);
-
в присутствии представителя и специально созданной комиссии составить акт ТОРГ-1.
Следует отметить, что, если дело дойдет до судебного разбирательства, документ ТОРГ-1 можно использовать в качестве доказательства реальности факта поставки товаров. Если факт поставки не будет доказан – у налоговой службы появится основание для отказа в вычете по НДС.
Возможные причины для утилизации
- обнаружен производственный брак;
- герметичность упаковки была нарушена;
- испорченная упаковка;
- продукты хранились в ненадлежащих условиях;
- внешний вид продукта вызывает сомнения в его качестве;
- товар является потенциально опасным для здоровья;
- продукция считается запрещенной на территории РФ.
Когда происходит списание, необходимо определить причину. Например, если товар не продан до окончания срока его действия, это будет считаться убытком, который несет данная организация. По сути, это естественная убыль. Если выявится, что товар поврежден, например, по вине перевозчика, то претензии будут предъявляться к нему. Нередко выявляется, что товар имеет заводской брак. Такую продукцию производитель заменяет.
Кто и когда составляет акт
Один человек не может принять решение о том, что продукты необходимо списать. Ведь на некоторых товарах, например на овощах, нет срока годности. Соответственно, определять качество товара приходится при помощи визуального осмотра. Для этого создается специальная комиссия. В ее составе обычно находится бухгалтер, руководитель организации, товаровед. Не исключена возможность привлечения сторонних экспертов. Например, если есть подозрения в заводском браке, производитель присылает своего представителя.
Также имеются надзорные органы, которые проводят независимую оценку, выдавая письменное заключение. Еще до того, как продукты будут утилизированы, проводится их досрочная инвентаризация. Этим также занимаются специалисты, входящие в состав комиссии. Как можно догадаться, товар подлежит списанию, если он становится непригодным для употребления. Но при этом обязательно нужно выявить причину, по которой продукцию нужно списывать. Ведь именно это будет влиять на порядок учета.
Акт о списании товаров
- Унифицированная форма ТОРГ-16
- ОКУД 0330216
- Применяется с 1 января 1999 года
- Утверждена — Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132
1. Каким субъектом применяется
Применяется организациями при выявлении порчи, потери качества товаров, не подлежащих дальнейшей реализации.
2. Сколько экземпляров составляется
Составляется в трех экземплярах.
3. Кем из работников составляется
Акт составляется членами комиссии организации, которая выявляет порчу, потерю качества товаров, не подлежащих дальнейшей реализации.
После подписания акта членами комиссии и материально ответственным лицом его утверждает руководитель организации.
4. Что подтверждает
Подтверждает факт списания товара, потерявшего качество и не подлежащего дальнейшей реализации.
5. Порядок применения
Акт составляют члены комиссии при обнаружении порчи, потери качества товара, не подлежащего дальнейшей реализации.
В случае необходимости при составлении акта присутствует представитель санитарного или иного надзора.
В акте указываются реквизиты товара (наименование, цена, количество), признаки понижения качества (причины списания).
После подписания акта членами комиссии и материально ответственным лицом решение об отнесении стоимости списанного товара принимает руководитель организации и утверждает акт.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей.
Второй экземпляр акта остается в подразделении, в котором произошла порча товара.
Третий экземпляр акта остается у материально ответственного лица, с подотчета которого списан испортившийся товар.
6. Место хранения
Один экземпляр акта хранится в бухгалтерии организации.
Второй экземпляр акта хранится в подразделении организации, в котором произошла порча списанного товара.
Третий экземпляр акта хранится у материально ответственного лица, с подотчета которого списан испортившийся товар.
>Бланк документа
- Скачать форму ТОРГ-16 в форматах: — в MS-Excel;
- Образец заполнения формы ТОРГ-16.
Как правильно составить акт
Как уже было сказано, для оформления акта имеется две формы. Но ТОРГ-16 является более подходящей. Этот бланк ориентирован не на конкретную ситуацию, а на общее списание товара. Здесь имеются графы для необходимых реквизитов. Поэтому с заполнением не должно возникнуть никаких проблем. Достаточно лишь внести нужную информацию в соответствующие поля.
Правила оформления, обязательные пункты
Составлять акт необходимо в трех экземплярах. Один отправляется в общий архив учреждения, второй находится в бухгалтерском отделе. Третья копия выдается на руки сотруднику, который был ответственным за данную продукцию. При определенных обстоятельствах Роспотребнадзор может потребовать провести списание продуктов. В этом случае данная структура также должна получить копию акта.
Конечно, в зависимости от конкретной ситуации в бланк могут вноситься некоторые изменения. На усмотрение комиссии здесь могут добавляться различные графы, или удаляться ненужные. Но при этом нужно помнить, существуют основные пункты, которые обязательно должны присутствовать в этом документе:
- дата прибытия товара;
- дата списания;
- сведения о накладных;
- что стало причиной списания;
- наименования всех продуктов;
- стоимость неликвидного товара;
- общая сумма ущерба;
- ФИО членов комиссии и их должности.