Правительство решило обнулить ндс на пригородные ж/д перевозки

Первичные документы

Как известно, договор перевозки груза оформляется транспортной железнодорожной накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.

Транспортная железнодорожная накладная (далее — ж/д накладная) состоит из четырех листов (п. 1.3 Правил заполнения перевозочных документов):

— лист 1 — оригинал ж/д накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

— лист 2 — дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом);

— лист 3 — корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

— лист 4 — квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Ж/д накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ) и являются оправдательными документами для учета расходов по оказанию транспортных услуг.

Нужны ли покупателю в подтверждение права на вычет перепредъявленного поставщиком НДС транспортные железнодорожные накладные? Например, из Постановления ФАС ВСО от 08.04.2009 N А78-3514/08-С3-21/155-Ф02-1262/09 напрашивается вывод, что, по мнению налоговой инспекции, покупателю необходимо их иметь, так как вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Минфин в Письме от 19.03.2010 N 03-03-06/1/153 сообщает, что, как следует из п. 2 Правил о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, железнодорожная накладная является договором перевозки, по которому перевозчик за установленную плату обязуется доставить в сохранности груз, принятый от грузоотправителя, в место назначения и вручить его грузополучателю или иному специально уполномоченному лицу. Следовательно, в том случае, если налогоплательщик выступает в роли грузоотправителя или грузополучателя, для подтверждения расходов на оплату услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом он должен иметь свой экземпляр транспортной железнодорожной накладной. Причем в соответствии с п. 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом грузополучателю выдается лист 1 — оригинал транспортной железнодорожной накладной, а грузоотправителю лист 4 — квитанция о приеме груза.

Если, не являясь грузоотправителем и грузополучателем согласно перевозочным документам, налогоплательщик осуществляет расчеты за перевозку грузов, за иные работы и услуги, оказываемые перевозчиком, за сменное сопровождение и охрану в пути следования грузов, для подтверждения указанных расходов для целей п. 1 ст. 252 НК РФ необходимы договор на оказание вышеназванных услуг и акт сдачи-приемки услуг.

Разъяснения Минфина даны в отношении подтверждения расходов для целей обложения налогом на прибыль. Однако полагаем, что в отношении вопроса о наличии первичного документа для подтверждения права на вычет перепредъявленного НДС мнение финансового ведомства не изменится — кроме перевыставленного счета-фактуры нужно иметь первичный документ.

Бухгалтерский учет

Порядок учета транспортных расходов, оказываемых железной дорогой, определяется исходя из условий заключенного между сторонами договора поставки. Здесь возможны два случая. В первом — затраты по доставке продукции до покупателя включаются в отпускную цену продукции (товара), во втором — возмещаются покупателем согласно счетам, выставленным поставщиком в его адрес.

В первом случае расходы списываются с кредита счета учета расчетов с железной дорогой в дебет счета 44 «Расходы на продажу», а сумма НДС — в дебет счета 19 «НДС по выполненным работам и оказанным услугам» (п. 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).

В отношении второго случая, который, собственно, нас интересует больше (поскольку именно в этой ситуации возникает необходимость перевыставлять счета-фактуры), в том же п. 215 сказано: транспортные расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с кредита счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину НДС, причитающуюся (уплаченную) транспортной организации. Эта сумма НДС предъявляется к оплате покупателю продукции.

Таким образом, в бухгалтерском учете порядок отражения транспортных расходов, понесенных поставщиком за счет покупателя и в его пользу, законодательно закреплен.

Пример 1. По договору поставки ООО «Квадро» реализует готовую продукцию на сумму 23 600 000 руб. (в том числе НДС — 3 600 000 руб.), организуя ее доставку до покупателя железнодорожным транспортом. Стоимость услуг по перевозке составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.). Себестоимость отгруженной продукции — 18 000 000 руб. По договору с железной дорогой до отгрузки продукции в адрес покупателя поставщик перечислил на свой лицевой счет по расчетам за перевозки предварительный платеж в сумме 1 200 000 руб. В тот же день им была получена предоплата за продукцию от покупателя в размере 100%. По условиям договора поставки транспортные расходы покупатель не возмещает.

В бухгалтерском учете ООО «Квадро» данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Перечислен предварительный платеж за
перевозку груза

76

51

1 200 000

Получена предоплата в размере 100% за
продукцию

51

62-2

23 600 000

Начислен НДС с предоплаты
(23 600 000 руб. / 118 x 18%)

76-НДС

68

3 600 000

Отражена выручка от реализации продукции

62-1

90-1

23 600 000

Начислен НДС с отгруженной продукции

90-3

68

3 600 000

Принят к вычету НДС с авансов

68

76-НДС

3 600 000

Списана себестоимость отгруженной продукции

90-2

43

18 000 000

Зачтена предоплата за продукцию

62-2

62-1

23 600 000

Расходы по доставке продукции будут отражены следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Списаны транспортные расходы по доставке
продукции
(1 180 000 — 180 000) руб.

44

76

1 000 000

Отражен НДС, предъявленный железной дорогой
за перевозку

19

76

180 000

Принят к вычету НДС

68

19

180 000

Пример 2. Воспользуемся исходными данными примера 1. Предположим, что по условиям договора доставка продукции осуществляется за счет покупателя.

В этом случае в бухгалтерском учете ООО «Квадро» транспортные расходы будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Перевыставлены транспортные расходы по
доставке продукции покупателю, в том числе
НДС

76

76

1 180 000

Получено от покупателя возмещение
транспортных расходов по доставке продукции

51

76

1 180 000

К сведению. В Письме Минфина России от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103 приводится аналогичная позиция по отражению рассматриваемых расходов в бухгалтерском учете. Дословно в нем сказано: если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, они включаются в целях бухгалтерского учета в состав расходов на продажу. Если по условиям договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Публикации — Железнодорожный транспорт

Правительство РФ обнулило НДС на пригородные железнодорожные перевозки

Теги: Российская Федерация, Дмитрий Медведев, Олег Белозеров, Владимир Савчук, Москва, Правительство РФ, ОАО РЖД, Железнодорожные компании, Федеральная пассажирская компания ОАО, Министерство транспорта РФ, Железнодорожное сообщение, Железнодорожный транспорт, Транспортная инфраструктура, Пригородные электропоезда, Тарифы на проезд в транспорте, Рынок труда, Общественный транспорт, Железнодорожные билеты, Транспортная политика, Внутренняя политика РФ, Система налогообложения, Налоговая политика, НДС, Бюджетная политика, Федеральный бюджет РФ, Налоговые льготы, Пассажирские перевозки, Финансовые убытки, Машиностроение, Железнодорожное машиностроение, Институт проблем естественных монополий, Закон О бюджете.

ВЕДУЩИЙ: Вопросы железнодорожной инфраструктуры на этой неделе также обсуждались на высшем уровне. Одно из предложений — обнулить ставку НДС для поездов дальнего следования. К чему это может привести, смотрите далее.

КОРР: Активно поддерживать железнодорожных перевозчиков в Правительстве начали еще в 2015-м году. Причиной этому послужили массовые отмены электричек во многих регионах страны. Пригородные перевозчики уверяли — они работают в убыток и вынуждены оптимизировать расписание.

Дмитрий Медведев: Приходилось реагировать на экстренные обращения регионов, давать жесткие поручения. Нужно эту задачу было решать быстро, для этого Правительство обнулило НДС на пригородные перевозки, ввело льготный коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по предоставлению инфраструктуры.

КОРР: В итоге электрички вернулись. НДС на пригородные перевозки сначала обнулили до 2017-го года, а затем продлили до 2030-го. Этот же подход Правительство готово применить и по отношению к поездам дальнего следования. Ввести такую меру предлагает Минтранс

По мнению специалистов, это поможет перевозчикам сбалансировать свои расходы и доходы, а также сдержать рост тарифов, что очень важно для пассажиров

Дмитрий Медведев: Конечно, этот вопрос требует внимательной проработки. Тем не менее, я считаю, что реализация этого предложения в принципе возможна с учетом лимитов бюджетных ассигнований, которые уже доведены до Минтранса России в рамках проекта закона о бюджете на ближайшие 3-и года.

КОРР: Кроме того, такая мера поможет поддержать и отечественные машиностроительные заводы. Например, в 2015-м году «Российские железные дороги» закупили у отечественных предприятий 95 новых вагонов. В 2016-м заказы увеличились почти вдвое. А средства, которые позволят сэкономить обнуление НДС, также могут пойти на обновление парка подвижного состава.

Олег Белозеров: Мы считаем, что мы могли бы дополнительно обновлять ежегодно порядка 100 вагонов, это почти 14 миллиардов рублей, создать новые рабочие места и предложить большему числу пассажиров комфортные условия, в том числе и снизить нагрузку на бюджет и позволить оптимизировать цены на билеты для пассажиров.

КОРР: Эксперты считают, что было бы неплохо, если НДС на пассажирские перевозки дальнего следования отменят на длительный срок, например, также до 2030-го года. Это позволит и Федеральной пассажирской компании и российским машиностроительным предприятиям выстраивать бизнес-планы сразу на несколько лет вперед.

Владимир Савчук: Примерно 60% того финансового результата, то есть экономии на обнулении НДС, будет возвращено обратно в бюджет путем снижения субсидирования. Правда, это не закроет полностью всех проблем с обновлением парка, потому что обновлять надо примерно 500-600-700 вагонов в год. Поэтому несколько сотен вагонов, которые добавятся к обновлению, они лишь частично сгладят проблему, но, тем не менее, это существенный шаг вперед.

КОРР: Логика проста: новый парк — выше пассажиропоток, как следствие — рост прибыли, а тем самым появляются основания для сдерживания тарифов. Например, услугами только дневных поездов с начала года уже воспользовались 7 миллионов пассажиров, это на 25% больше, чем в прошлом году.

Россия 24, 20 сентября 2016 года

Налоговая норма

Казалось бы, что эта проблема не нова. Однако до сих пор единой позиции по ее разрешению не выработано. Арбитражная практика также неоднозначна. А некоторые налогоплательщики вообще не видят никаких препятствий: для поставщика — перевыставить покупателю продукции счет-фактуру, полученный от перевозчика, для покупателя — принять к вычету перепредъявленный по услугам перевозки НДС. Тем не менее факт остается фактом — гл. 21 НК РФ такой нормы не предусмотрено. Почему? Может быть, проблемы вовсе и нет, и главное — грамотно в правовом смысле оформить отношения между сторонами договора поставки? И пожалуйста, дорога открыта как для поставщика — чтобы перепредъявить НДС от перевозчика, так и для покупателя — чтобы принять его к вычету.

Выводы

К какому выводу пришел читатель, ознакомившись со статьей? Есть ли пути решения вопроса? Как видим, их два. Первый — поставщик заключает отдельный договор на оказание посреднических услуг об организации транспортировки продукции от своего имени и за счет покупателя. В этом случае стороны действуют в порядке, предусмотренном для так называемой посреднической закупки, а не реализации. И второй — возмещение покупателем расходов по доставке, понесенных поставщиком за его счет, является одним из условий договора поставки. Отметим, что в таком случае риск возникновения претензий со стороны налоговых органов значительно возрастает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.