Отмена возмещения ндс после уточненки не влечет обязательное начисление процентов

Разъяснено, нужно ли учитывать требования иных законов к банковской гарантии при заявительном порядке возмещения НДС

Для целей заявительного порядка возмещения НДС к банковской гарантии предъявляются требования, установленные Налоговым кодексом и не учитываются требования, предусмотренные иными нормативными правовыми актами. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2018 г. № 03-07-11/51356 «О требованиях к банковской гарантии, применяемой для заявительного порядка возмещения НДС». Однако ведомство указало, что в налоговые органы предоставляется банковская гарантия с обязательным содержанием, например, сведений о заемщике, поручителе и пр. (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»).

Финансисты отметили, что банковская гарантия может предоставляться только банками, включенными в перечень банков, отвечающих определенным требованиям для принятия банковской гарантии в целях налогообложения (ст. 74.1, п. 4 ст. 176.1 Налогового кодекса). Ведомство указало, что необходимо учитывать следующие особенности банковской гарантии:

  • срок действия гарантии не должен истекать ранее восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой налогоплательщик заявил НДС к возмещению;
  • сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать обязательства по возврату в бюджет заявленного к возмещению НДС в полном объеме.

Обязана ли налоговая инспекция сообщить налогоплательщику о результате камеральной проверки декларации по НДС, поданной к возмещению? Узнайте из материала «Порядок возмещения НДС» в «Энциклопедия решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что перечень банков, которые отвечают необходимым требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения опубликован, на сайте Минфина России.

Достаточно вернуть излишек…

Итак, компания воспользовалась заявительным порядком возмещения НДС. При этом еще до окончания «камералки» соответствующей декларации общество направило в инспекцию «уточненку», скорректировав свои налоговые обязательства перед бюджетом в сторону уменьшения размера вычета. Отрицательную разницу, которая составила чуть более 18 тыс. руб., организация добросовестно уплатила в бюджет.

Однако в связи с представление обществом уточненной декларации налоговая инспекция отменила свое решение о возмещении НДС в заявительном порядке в полном объеме. На этом основании компании было выставлено требование о возврате бюджет всей возмещенной суммы НДС (за вычетом добровольно уплаченной разницы) и уплате процентов, начисленных исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России на ранее возмещенную сумму.

Не согласившись с действиями ИФНС, организация обратилась в суд. Необходимость возврата в бюджет разницы между суммами НДС, заявленными к возмещению в первичной и уточненной декларациях, и уплаты начисленных на сумму разницы процентов общество не оспаривало. Однако настаивало, что требование инспекции о возврате в бюджет всей суммы налога, возмещенного в заявительном порядке, и процентов, начисленных на эту сумму, в случае подачи «уточненки» не основано на положениях ст. 176.1 Налогового кодекса. И в этом налогоплательщик получил поддержку всех трех инстанций.

Судьи посчитали, что при подаче налогоплательщиком «уточненки» положения п. п. 15, 17 и 24 ст. 176.1 Налогового кодекса вполне позволяют инспекторам отменить решение о возмещении налога в заявительном порядке лишь частично. И возврату в бюджет при этом подлежат только излишне полученные в заявительном порядке на основании первичной декларации суммы НДС. Кроме того, отметили они и тот факт, что «уточненка» была подана налогоплательщиком в последний день «камералки» по первичной декларации. Тем самым, подчеркнули они, у налоговиков была возможность арифметическим путем установить сумму излишне возмещенного в заявительном порядке налога и начислить на нее проценты.

Однако тройка судей нашла основания для передачи дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора. И здесь удача от общества отвернулась.

Последствия уточнения

На практике довольно часто компании сталкиваются с тем, что, уже подав декларацию, обнаруживают в ней те или иные неточности. В общем случае п. 1 ст. 81 Кодекса обязывает налогоплательщиков подавать в налоговый орган «уточненки» только в том случае, если ошибка привела к занижению налоговой базы. То есть если вы переплатили налог или обнаружили ошибку, которая на величине налоговой базы не отразилась, то сдавать «уточненку» вы вправе, а не обязаны.

Собственно говоря, те же правила действуют и при заявительном порядке НДС. Однако тут все же есть свои особенности — все зависит от того, в какой момент была подана «уточненка».

Так, если уточненная декларация представлена до того, как налоговый орган вынес решение о возмещении НДС в заявительном порядке, то такое решение по ранее поданной декларации попросту не принимается.

Более сложным (и более того — влекущим неблагоприятные последствия для налогоплательщика) является второй вариант: «уточненку» компания сдала, когда «ускоренный» НДС ей уже был возмещен, но сама «камералка» первоначальной декларации еще не была закончена. В подобных ситуациях последствия будут следующими. Во-первых, отменяется решение о возмещении НДС в ускоренном порядке. Во-вторых, организации придется вернуть не только сумму ранее возмещенного ей «ускоренного» НДС, но и проценты, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 Кодекса, которые исчисляются исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Обратите внимание! Кодексом не предусмотрена отмена решения налогового органа о возмещении НДС в ускоренном порядке в случае, если «уточненка» была подана налогоплательщиком уже после завершения «камералки» (см. Письмо Минфина от 9 июля 2012 г

N 03-07-15/73).

Заявительный порядок возмещения НДС – законодательные нововведения

Поправки, внесенные в НК РФ Законом № 302-ФЗ, позволяют расширить список потенциальных заявителей по возврату НДС. Новые условия действуют в отношении операций по реализации, осуществленных с 01.10.2018 г.

Ранее требования к налогоплательщикам были более жесткими – минимальный объем совокупных налоговых обязательств за трехлетний интервал составлял 7 млрд руб. По обновленным правилам этот порог снижен до 2 млрд руб. Новшества затронули и критерии подбора поручителей. По прежним нормативам сумма обязательств поручителя была ограничена 20% от суммы его чистых активов (теперь эта планка повышена до 50%).

О возврате уплаченных процентов

Решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС в заявительном порядке, принятое по итогам камеральной проверки, налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящем налоговом органе. В случае отмены такого решения суммы налога как излишне взысканные подлежат возврату налогоплательщику на основании ст. 79 НК РФ.

Но если подлежат возврату суммы налога, то и проценты, начисленные на основании п. 17 ст. 176.1 НК РФ, также должны быть возвращены, поскольку их начисление изначально обусловлено фактом неправомерного использования плательщиком НДС бюджетных средств. Если решение об отказе в возмещении налога вышестоящим налоговым органом отменяется, значит, и основания для начисления процентов отсутствуют.

Однако ни налоговым, ни бюджетным законодательством не установлен механизм возврата процентов, начисленных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ на суммы налога, излишне возмещенные вследствие заявительного порядка возмещения НДС.

Иными словами, у налогового органа в настоящее время отсутствуют какие-либо правовые основания для возврата излишне уплаченных процентов (начисленных и уплаченных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Наряду с этим не исключена вероятность принятия налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога, а механизма, аналогичного ст. 78 НК РФ, в которой установлена возможность возврата излишне уплаченных сумм пени, в гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

Официальная позиция в отношении данного вопроса отражена в Письме Минфина России от 27.09.2011 N 03-07-08/281, и суть ее состоит в следующем. Вопросы, связанные с возвратом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию налогового органа, впоследствии признанному неправомерным, ст. 176.1 НК РФ не регулируются. То есть при отсутствии установленного порядка возврата излишне уплаченных процентов возврат таких процентов попросту невозможен.

Примечание. Механизм возврата излишне уплаченных процентов, начисленных на суммы НДС, излишне возмещенные в заявительном порядке, действующим законодательством не определен.

Вместе с тем отсутствие законодательно установленного механизма возврата сумм рассматриваемых процентов не является препятствием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением о защите своих интересов. Арбитражная практика по данному вопросу немногочисленна и представлена решениями только одного округа, однако аргументы, приводимые в этих судебных актах, вселяют определенный оптимизм по поводу характера дальнейших решений.

Например, ФАС МО в Постановлении от 19.07.2012 N А40-135310/11-129-561 указал, что в таком случае применяются ст. ст. 78 и 79 НК РФ как регулирующие сходные отношения в сфере налоговых правоотношений. Принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет относится к полномочиям администратора доходов бюджета. (Здесь уместно напомнить: в соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ на территориальные органы федеральной налоговой службы возложены полномочия администраторов доходов.)

Позже, в Постановлении от 20.09.2012 N А40-135302/11-140-545, судьи этого же округа уточнили: то обстоятельство, что вопрос о возврате или зачете излишне уплаченных в порядке ст. 176.1 НК РФ сумм процентов Налоговым кодексом напрямую не урегулирован, не может лишить налогоплательщика права на возврат или зачет этих сумм.

Проценты, подлежащие уплате в бюджет в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, по своей сути, а также целям их введения (целью начисления процентов является компенсация потерь бюджета), близки к пеням, а потому правовое регулирование их возврата или зачета относится к сфере налоговых правоотношений.

Остается надеяться, что судьи других федеральных округов в отношении данного вопроса будут придерживаться аналогичного мнения.

И последнее. Отдельный порядок досудебного обжалования решений инспекции, принятых по заявительному порядку возмещения НДС, Налоговым кодексом не предусмотрен. Между тем в данном случае следует учесть правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2873/12 : согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок обжалования распространяется только на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.

Комментарий к данному Постановлению напечатан в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера», N 19, 2012.

Поэтому налогоплательщик, обжалующий отказ в возмещении налога в суде, минуя налоговый орган, рискует тем, что суд не примет подобный иск к рассмотрению из-за игнорирования процедуры досудебного обжалования.

Возмещение в разрешительном порядке

Итак, под возмещением НДС понимается либо возврат, либо зачет налога. Выбор в этом вопросе остается за налогоплательщиком. Если он выбирает возврат налога, то ему необходимо представить заявление о возврате налога (лучше это сделать одновременно с подачей налоговой декларации). А если налогоплательщик все же решит зачесть НДС, подлежащий возмещению, то вместо заявления о возврате налога ему необходимо представить заявление о зачете (п. 6 ст. 176 НК РФ).

На первом этапе возмещения налоговый орган в обязательном порядке проводит камеральную проверку декларации НДС. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента подачи декларации (ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 176 НК РФ). В процессе камеральной проверки инспекция затребует документы, подтверждающие суммы вычетов, которые налогоплательщик должен представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения ему требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В зависимости от результатов проверки декларации налоговый орган должен вынести решение. Результат решения зависит от того, выявлены ли нарушения при проведении камеральной проверки или нет.

Если нарушений не выявлено, то в течение семи рабочих дней после окончания проверки инспекция должна вынести решение о возмещении суммы налога (п. 2 ст. 176 НК РФ). Если нарушения были выявлены, то инспекция должна составить и направить налогоплательщику акт налоговой проверки в течение 15 рабочих дней после ее окончания (п. 3 ст. 176, п. п. 1, 5 ст. 100 НК РФ). При несогласии с решением налогового органа организация в течение 15 рабочих дней после получения акта может представить на него свои возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик при рассмотрении материалов проверки докажет налоговому органу отсутствие нарушений и правомерность заявленных вычетов, то должно быть вынесено решение об отказе в привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению (п. 3 ст. 176, ст. 101 НК РФ).

Если инспекция не согласится с возражениями налогоплательщика и сочтет, что вычеты (полностью либо частично) заявлены неправомерно, она должна будет вынести решение или о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или об отказе в привлечении к ответственности. Одновременно должно быть вынесено или решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, а совместно с ним — решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению (п. 6 ст. 100, ст. 101, п. 3 ст. 176 НК РФ).

В целом процедура ускоренного возмещения НДС схожа с обычным порядком возмещения. Статьей 176.1, а также ст. 176 Налогового кодекса предусмотрено, что заявительный порядок возмещения НДС представляет собой зачет либо возврат сумм налога, заявленных к возмещению в налоговой декларации. Новшеством является то, что возмещение НДС налогоплательщик может получить еще до завершения процедуры камеральной налоговой проверки, проводимой в соответствии с нормами ст. 88 Налогового кодекса.

Ускоренное возмещение НДС является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Но этим правом могут воспользоваться далеко не все налогоплательщики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.