Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Стороны социального партнёрства
Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:
- Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
- Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.
Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.
Формы и принципы социального партнёрства в организации
Различают следующие формы СП:
- Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
- Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
- Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
- Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.
Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.
Базовые принципы СП:
- Каждый из участников имеет право начать переговоры.
- Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
- Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
- Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
- Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
- Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
- Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
- Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
- Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.
Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.
Различные формы социального партнерства
В различных странах существуют следующие формы социального партнерства:
- коллективные договоры;
- производственные совещания;
- союзы трудовых коллективов.
Также рыночные отношения в современном мире требуют создания нового правового механизма управления, который будет регулировать коллективные взаимоотношений в рабочем обществе. Если на равных предприятиях общее сотрудничество между соцпартнерами было урегулировано определенным на то властью образом, то по региональному, отраслевому, и национальному уровню нужно устанавливать новые для нашего государства правовые модели. Изначально возникшая проблема должного представительства, то есть создание представительных органов на полных правах, как от наемных работников, так и от непосредственных работодателей. В данном направлении были проведены организационно-правовые мероприятия в рамках данной системы.
В некоторых странах, конфедерация работодателей представляет определенную возможность промышленникам и предпринимателям, которая заключается в следующем:
- проводить единую согласованную политику соцотношений и трудовых отношений;
- принимать прямое участие в переговорах с профсоюзами на национальном уровне о заключении генерального соглашения;
- консолидировано настаивать на своих правах и интересах и защищать права касательно развития национального товаропроизводителя;
- управлять и направлять действия участников касательно политики занятости, зарплаты, соцстрахования, равно как и охраны труда;
- выступать на международной арене;
- представлять своих представителей к трехсторонним органам, в национальный совет соцпартнерства, Нацслужбу посредничества, наблюдательные и управленческие советы фондов общеобязательного госсоцстрахования и тому подобное;
- принимать непосредственное участие в подготовке и создании проектов законодательных актов. Поэтому, в перспективе будут образовываться отраслевые союзы работодателей и предпринимателей.
Кабинет Министров целого ряда стран выступает в соцпартнерстве как управленческий орган, который координирует управление объектами госсобственности. Государство, как объект соцпартнерства, оставляет за собой очень важную функцию, как возможность создания правовой базы для координирования соцотношений и трудовых отношений. Ко всему прочему, оставляет за собой право на установление на государственном уровне минимальных гарантий для всех трудящихся в области труда. Представителями нанимаемых рабочих выступают профсоюзные объединения.
Главными задачами представителей нанимаемых рабочих является содействие взаимоотношений сторон социальных и трудовых отношений в процессе координирования коллективных трудовых споров, или разногласий, что появились между ними. Также их работой является вынесение прогнозов на предмет выявления общественных рабочих разногласий и содействие их своевременному решению.
Мы коротко рассмотрели что такое социальное партнерство, практика различных стран мира, формы соцпартнерства и связь таких понятий как соцпартнерство и рабочее право. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Социальное партнерство в разных странах мира
В ряде стран с довольно развитой рыночной экономикой социальное партнерство существенно отражается на социально-трудовых отношениях. Это происходит даже не взирая на тот факт, что его модели в ряде стран существенно отличается организационно-правовым механизмом. На сегодняшний день известны две основные модели соцпартнерства. А именно: трипартизм и бипартизм. В списке странах, где основная роль государства в управлении трудовыми отношениями, сравнительно невелика, а это такие страны как США, Канада, Великобритания, активно практикуется двустороннее взаимодействие между объединениями предпринимателей и целыми организациями трудящихся. Государство вправе целиком и полностью выступать в такой соцмодели в качестве арбитра или, иначе говоря – посредника, в случке возникновения соцконфликтов. Наиболее распространенный трипартизм – то есть трехстороннее сотрудничество – наблюдается во Франции, ФРГ, Швеции, Австрии. При этом государство играет самую что ни на есть активную роль, выступая в качестве соцпартнера.
Исключительно во всех странах Центральной, равно как и в Восточной Европы, начиная с конца 80-х годов, повсеместно наблюдается коренное и регулярное обновление трудового законодательства. Самыми первыми плодами данной работы были принятия законов о:
- о забастовках и митингах;
- перемены в законодательстве касательно профсоюзов;
- внесение изменений к Трудовому кодексу в Венгрии;
- закон о общих, коллективных переговорах на территории бывшей Чехословакии;
- о профсоюзах и решении различных трудовых конфликтов в Польши;
- румынские законы о коллективных договорах, различных трудовых конфликтах и профсоюзах за 1991 год;
- правки к Трудовому кодексу Болгарии.
Подобные перемены уже не впервые в истории были предметами трехсторонних консультаций. В литературе ранее уже отмечалось, что в посттоталитарных государствах, действие и введение соцпартнерства происходит “сверху”, а не “снизу”, при это решающая роль отводиться государству.
Коллективный характер соцпартнерства
Взаимоотношения соцпартнерства носят на себе коллективный характер, в их основании лежит коллективная заинтересованность обеих сторон. Такой коллективный характер соцпартнерства оказывает влияние в трех аспектах: по наличию обоюдного интереса всех принимающих участие субъектов в области применения наемной работы; наличия в обороте общественных взаимоотношений в данной области; коллективной системе и структуре обеих сторон соцпартнерства.
За многие годы опыт множества стран по всему лицу земли неоспоримо доказывает, что проблемы экономики, равно как и общественной жизни, включая и сферу применения наемной работы, решаются самым выгодным и оптимальным образом, если приходит в действие система ориентации не на конфронтацию, а наоборот, на достижение социального согласия.
Когда достигается социальное согласие, то это, в свою очередь, служит обобщению согласования всех интересов разнообразных общественных групп. Основой и внутренним стержнем соцпартнерства является принцип взаимовыгодного сотрудничества между непосредственно работодателями и нанимаемыми рабочими. Этот принцип вступает в действие в виде проведения переговоров, заключаемых коллективным договоров и соглашениями, и еще в ходе согласования проектов любых нормативно-правовых актов, советов в процессе принятия решений соцпартнерами на всех доступных уровнях.
Основным предметом социального партнерства выступают общие отношения между соцпартнерами, вытекающие из:
- принятия участия трудовых коллективов в составе правил касательно условий работы;
- из участия в управлении того предприятия, на котором они работают;
- заключения. равно как и выполнение общих договоров и соглашений на отраслевом, региональном и национальном уровнях;
- касательно работы профсоюзов, а также любых других представительных органов рабочего состава в социально-трудовых отношениях;
- касательно образования и работы общих объединений работодателей;
- из решения отдельных и общих рабочих споров.
К области социального партнерства относят:
- достижение общего консенсуса по моментам обеспечения занятости,
- создание вспомогательных рабочих мест,
- компаний оплачиваемых общественные работа,
- гарантия защиты населения от угрозы безработицы,
- применение наемной работы с гарантией следования технике безопасности,
- требования из общества здравоохранения рабочих в ходе выполнения работы,
- оплаты стоимости труда и гарантия обеспечения воспроизводящей, равно как и стимулирующей функций зарплаты,
- права самих рабочих на получение заработной платы вовремя,
- гарантия обеспечения нормального графика работы, равно как и отдыха,
- обеспечение права рабочих на принятие участия в регулировании работы на всем предприятии,
- в грамотном распределении дохода для гарантии качества соцдеятельности предприятия,
- в определении соцстандартов и определении их минимальных границ,
- в учреждении порядка проведения общественных переговоров, решении об коллективных трудовых споров и другое тому подобное.
Организация социального партнёрства в компании
Основа социального партнерства – это договор между участниками трудовых отношений. В ГК РФ не указаны специальные требования к этому соглашению. Составляется он обычно по следующей схеме:
- Название.
- Дата создания.
- Вступление: наименование участников, представителей.
- Предмет соглашения.
- Права и обязанности профсоюза.
- Права и обязанности работодателя.
- Порядок выполнения обязательств.
- Наказание за неисполнение пунктов договора.
- Срок действия соглашения.
- Порядок рассмотрения возникающих конфликтов.
- Реквизиты и подписи.
Законодательством не предусматривается строгих правил относительно оформления социального партнерства. Однако все же стоит указать в соглашении все подробности для комфорта самих же участников.
Договор о СП предполагает особый характер. В связи с этим требуется совершить некоторые дополнительные шаги для корректного оформления партнерства:
- Разработка плана взаимодействия между участниками.
- Согласование плана с заинтересованными сторонами (к примеру, с органами местного самоуправления).
- Составление основного и дополнительного договора.
Каждый шаг должен быть согласован со сторонами-участниками.