Срок хранения первички

Общее правило

Общий срок хранения первичных документов в бухгалтерии установлен подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Согласно ему, плательщики должны минимум 4 года обеспечивать сохранность:

  • сведений бухгалтерского учёта;
  • сведений налогового учета;
  • иных документов, которые необходимых для расчёта и перечисления налогов.

К последней категории закон относит документы, которые доказывают:

  • получение доходов;
  • несение затрат (для компаний и коммерсантов);
  • перечисление обязательных платежей;
  • удержание налогов.

Также есть оговорка, что несколько иные правила могут быть прямо оговорены в соответствующих положениях НК РФ.

На основании ст. 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения сведений для установления налоговой базы на основе информации из первичных документов, которые сгруппированы соответствующим образом. Таким образом, данные налогового учета могут подтверждать:

  • первичные документы учета (в т. ч. справка бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Также см. «Бухгалтерская справка: как правильно составить».

Бухгалтерские документы

Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

  • первичные учетные документы;
  • регистры бухгалтерского учета;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • аудиторские заключения;
  • документы учетной политики;
  • стандарты экономического субъекта (приказы, распоряжения, внутренние инструкции, правила документа оборота, правила трудового распорядка и т.д.);
  • документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета;
  • средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи;

5 лет

Отключить

Однако Налоговый Кодекс (подп. 8 п.1 ст.23 НК) предписывает  в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов,  а также уплату налогов.

В очередной раз мы сталкиваемся с несоответствием норм НК и Закона.

Попробуем разобраться, сколько же лет все-таки нужно хранить бухгалтерские документы. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах (ст. 1 НК). Из этого следует, что нормы законов должны применяться в части, в которой они не противоречат Кодексу.

Следовательно, бухгалтерские документы нужно хранить 4, а не 5 лет.

В письме Минфина от 23 марта 2016 г. N 03-02-08/16273 говорится, что такой срок хранения документов корреспондирует периоду, за который может быть проведена выездная налоговая проверка (ст. 89 НК). Кроме того, ФНС считает, что документы, образующиеся в деятельности организации, в том числе, первичные учетные документы, могут храниться не только на бумажных носителях, но и в виде электронных документов.

Отключить

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.