Соответствие требований ФГОС по бухгалтерскому учету

Профессиональный стандарт для главного бухгалтера

От главного бухгалтера требуется составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта. Эта обобщенная функция включает в себя:

  • составление бухгалтерской отчетности;
  • составление консолидированной финансовой отчетности (по МСФО);
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.

Во-первых, Стандарт относит налоговую отчетность к финансовой отчетности. В принципе это справедливо. Ведь суммы налогов, полученные в результате налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета. А во-вторых, Минтруд России считает, что рядовому бухгалтеру вести налоговый учет не под силу.

На основании Стандарта единственного бухгалтера компании, составляющего отчетность, следует именовать (в трудовом договоре и в трудовой книжке) главным (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Должна ли измениться структура должностной инструкции работника в связи со вступлением в силу профстандарта?

Н.А. Алабушина

Отключить

Л.И. Хоружий: «Как видим, вопросов по применению профстандарта «Бухгалтер» много и, скорее всего, они будут появляться и в дальнейшем. Уверена, что опрос, который ИПБ России проводит среди работодателей, поможет выявить дальнейшие пути развития нашего профстандарта».

Материал подготовила Н.В. Иволгина

Фоторепортаж о мероприятии – в нашей группе «ИПБ. Общение».

  1. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.
  2. При обсуждении и подготовке материала использованы:
    — письмо Минтруда России от 07.07.2016 № 14-3/13-621 (ответ на запрос ИПБ России);
    — письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Информация Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов»;
    — информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;
    — проект приказа Минтруда России «Об утверждении Разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов».
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности».
  5. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  7. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».
  8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
  10. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014).

Профессиональный стандарт для бухгалтера

Бухгалтер должен выполнять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни. Эта обобщенная функция подразумевает подсчет в регистрах бухучета итогов и остатков, закрытие оборотов по счетам.

Стандарт относит к категории бухгалтеров служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом (код 4121 по Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298). В обязанности таких работников входит выполнение несложных расчетов по отдельным участкам бухгалтерского учета. Следовательно, бухгалтер может не знать всех участков учета.

Работодателю целесообразно дифференцировать квалификацию бухгалтеров — например, предусмотреть должности «ведущий бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер участка» (по учету расчетов, основных средств, материалов и пр.), «бухгалтер-стажер» (на практике — «помощник бухгалтера»). Круг обязанностей бухгалтера каждой категории детально характеризует должностная инструкция.

Примечательно, что кассиры относятся к служащим сферы обслуживания (код 421 по ОК 010-93). Бухгалтерами они не считаются. Получается, что после кассира участок «Касса» должен обрабатывать еще и бухгалтер. Такая двойная обработка информации неудобна, да и не практикуется.

Может ли организация расторгнуть трудовой договор с бухгалтером (главным бухгалтером), если его образование и (или) стаж работы не соответствуют указанным в профессиональном стандарте?

Е.И. Копосова

Вступление в силу профстандарта «Бухгалтер» не является основанием для увольнения работников. Работодатель в рамках имеющихся у него финансовых и иных средств может направить работника на повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя».

Отключить

Л.И. Хоружий: «Не стоит забывать и о такой возможности работодателя, как внутренняя аттестация работников. Если по результатам аттестации выяснится, что работник, не имеющий специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» справочника или профстандарта, обладает достаточным практическим опытом и выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, такого работника по рекомендации аттестационной комиссии можно так же назначить на соответствующую должность, как и сотрудника, имеющего специальную подготовку и стаж работы».

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье».

Должны ли государственные и муниципальные учреждения применять профстандарт «Бухгалтер»?

Н.А. АлабушинаПравительство РФ может устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами, государственными или муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, а также госкорпорациями, хозяйственными компаниями и обществами, более 50% процентов акций (долей) в

Отключить

О.В. Василевская: «Правительство воспользовалось предоставленным правом. 1 июля 2016 года вступило в силу соответствующее постановление.

Согласно этому постановлению, названные компании должны применять профессиональные стандарты поэтапно на основе утвержденных с учетом мнений представительных органов работников планов. Среди прочего эти планы, рассчитанные до 1 января 2020 года, должны содержать:

  • список профессиональных стандартов, подлежащих применению, и этапы их применения;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, а также сведения о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению;
  • перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению».

Л.И. Хоружий

Отключить

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

18 ноября 2015

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор Департамента А.В. Зырянова
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.