Оплата расходов по исполнительным листам, выданным учреждению
Теперь остановимся на иных расходах, помимо судебных издержек, которые учреждению необходимо оплатить на основании вступившего в силу решения суда.
Сразу оговоримся, что если речь идет о взыскиваемой с учреждения кредиторской задолженности, то коды видов расходов и КОСГУ применяются так же, как если бы данная задолженность оплачивалась добровольно. При этом не имеет значения факт наличия такой задолженности в учете учреждения. Если задолженность не числится, то ее нужно будет поставить на учет на основании решения суда.
По КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» отражаются, в дополнение к судебным издержкам истцам, следующие расходы:
- уплата неустоек (пеней и штрафов) по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- уплата процентов за пользование чужими денежными средствами;
- выплата государственного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности;
- выплата компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц (за исключением выплат работникам компенсации, предусмотренной статьей 236 ТК РФ);
- выплата компенсации за причинение морального вреда на основании вступившего в законную силу решения суда;
- возврат неосновательного обогащения.
При этом выплата государственного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности, совместно с КВР 831 отражается по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме». По иным выплатам выбор КОСГУ зависит от типа получателей и осуществляется из подстатей статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ. К примеру, операции по выплате истцу на основании судебного решения пени (штрафа) по государственному (муниципальному) контракту отражаются по КОСГУ 296 или 297 в зависимости от типа получателя средств (физическое или юридическое лицо).
Мы рассмотрели порядок применения бюджетной классификации при оплате расходов по судебным разбирательствам
Обратите внимание, что выбор бюджетной классификации будет зависеть от типа производимого расхода, а также того, в чью пользу осуществляются данные расходы
Письмо Минфина России от 22 ноября 2019 г. N 02-05-11/91076 О применении видов расходов классификации расходов бюджетов и КОСГУ
13 января 2020
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев запрос Правительства области, уведомляет о том, что в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, полагаем возможным сообщить следующее.
Порядок применения в 2019 году видов расходов классификации расходов бюджетов и классификации операций сектора государственного управления утверждён приказами Министерства финансов Российской Федерации:
от 8 июня 2018 г. N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»;
от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н).
Согласно положениям указанных приказов расходы (операции) по:
— оплате подотчетным лицом образовательных услуг следует отразить по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги»;
— оплате части путевки в детский оздоровительный лагерь для ребенка сотрудника (при наличии нормативного правового акта, устанавливающего данное расходное обязательство (далее — Расходное обязательство), осуществляемые на основании соответствующего договора, следует отразить по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» (в случае, если Расходное обязательство несоциального характера), либо с подстатьей 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» (в случае, если Расходное обязательство социального характера).
Расходы на установку (монтаж) охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения отражаются по видам расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» (в отношении расходов, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, если актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) установлена необходимость применения указанного вида расходов), либо 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
При этом для корректной увязки в целях бухгалтерского (бюджетного) учета указанных видов расходов с соответствующей подстатьей классификации операций сектора государственного управления необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 10.2.8 Порядка N 209н по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» следует отражать расходы, формирующие стоимость объектов нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании) для целей капитальных вложений, в том числе:
установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации, указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»);
монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
При этом расходы на выполнение монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Романов |
Ошибка № 5. На КВР 200 отнесены расходы, не относящие к закупкам
Группу видов расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» надо применять только для оплаты контрактов, заключенных в соответствии Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ.
Помимо КВР 200 учреждения в отдельных случаях могут относить закупки на другие КВР: приобретать товары (работы, услуги) в пользу граждан в целях их соцобеспечения по КВР 323, оплачивать капвложения – по КВР 400.
Если Вы отнесли на КВР 200 расходы, не относящиеся к закупкам, скорее всего это ошибка…
Например, по согласованию с органом-учредителем одно бюджетное учреждение может перечислять деньги по КФО «2» другому бюджетному учреждению в порядке, предусмотренном главой 32 «Дарение» ГК РФ. Учитывать эту операцию по КВР 200 некорректно — лучше отразить ее по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке с КОСГУ 290 «Прочие расходы».
Другой пример. Расходы на уплату сбора в счет возмещения вреда автодорогам (взимаемые с помощью системы «Платон») не относятся к закупкам и к налоговым платежам. Следовательно, их можно оплачивать только по КВР 853 (письмо Минфина России от 24 декабря 2015 г. № 02-05-10/76081).
Впрочем, есть исключение из данного правила. Перечисление в соответствии с требованиями взносов для формирования фонда капремонта не является закупкой (письмо Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. № ОГ-Д28-9286, письмо Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № Д28и-3842, письмо Минэкономразвития России от 4 марта 2016 г. № Д28и-552). Однако согласно рекомендациям финансового ведомства их оплату надо отражать по подстатье 225 «» КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (письмо Минфина России от 10 августа 2015 г. № 02-07-07/46003).
Случается, что бухгалтеры рассуждают примерно так: «я запланировал выплату по КВР 100, поэтому это не закупка, а компенсационная выплата». Такая логика в корне ошибочна. Граница между закупкой и компенсационной выплатой порой достаточно «размытая»: 1) учреждения могут приобретать товары (работы, услуги) для своей деятельности через подотчетных лиц, которые будут действовать от их имени; 2) из прилагаемых к авансовому отчету документов не всегда можно понять, действовал ли сотрудник от своего имени или от имени организации; 3) действующее законодательство не запрещает оплату в качестве закупки товаров (работ, услуг), приобретенных сотрудником даже в прошлые годы.
Например, Вы оплатили сотруднику проездные билеты на проезд в служебных целях в городском транспорте по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», но не позаботились об утверждении локального акта, которым определен порядок назначения и размер таких выплат. У проверяющих будут веские основания говорить, что оплату надо было провести по КВР 244, а заодно и отразить в учете поступление и выбытие билетов в качестве денежных документов.
Внимание! Нормативным правовым актом, являющимся основанием для возникновения расходных обязательств, может быть прямо установлен порядок осуществления расходов. Так, например, в целях проведения диспансеризации гражданских и муниципальных служащих надо провести закупочные процедуры (п
3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н; Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 29 сентября 2015 г. по делу № 33-3991/2015).
Энциклопедия решений
В дополнение к перечисленным выше документам факт осуществления перевозки и, соответственно, обоснованность применения кода КОСГУ 222 должны подтверждаться данными иных документов, оформляемых в связи с конкретной перевозкой (отгрузочными документами — при оплате перевозки грузов; авансовым отчетом — при оплате проезда сотрудника к месту командирования и обратно и т.д.).
Специализированная организация эвакуировала автомобиль, принадлежащий государственному учреждению на праве оперативного управления. В документах, предоставленных специализированной организацией, указано наименование услуги «услуга по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ».
КОСГУ И КВР: МИНФИН РАЗЪЯСНЯЕТ
Начиная с 1 января 2019 года в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования отчетности учреждения госсектора должны применять:- Порядок применения КОСГУ (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н; далее – Порядок № 209н);- Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н; далее – Порядок № 132н).Рассмотрим некоторые разъяснения Минфина России по применению указанных порядков. |
Изменения в Порядки применения КБК и КОСГУ
Минфин России приказом от 13.05.2019 № 69н внес изменения в Порядок № 209н. В частности, изменен порядок отнесения операций на группы статьи и подстатьи КОСГУ, уточнен порядок отражения отдельных операций по статьям (подстатьям) КОСГУ. Приказ прошел регистрацию в Минюсте России (24 июля 2019 года за № 55372) и вступил в силу 5 августа. Минфин России приказами от 22.05.2019 № 76н и от 25.06.2019 № 103н внес изменения в Порядок № 132н. Приказы прошли регистрацию в Минюсте России. Большинство правок технические. Так, уточнены правила формирования кода целевой статьи. Появились новые целевые статьи и направления расходов. Обновленные правила надо применять к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов). Порядок формирования КБК № 132н с 2020 года разделен на два документа! Опубликованы два приказа Минфина России от 06.06.2019 – № 85н и № 86н. В одном определены правила составления и применения КБК, их структура и принципы назначения. В другом утверждены коды (перечни кодов) бюджетной классификации, которые относятся к федеральному бюджету и бюджетам ГВФ.
КБК по начислению НДС и налога на прибыль
Как напомнил Минфин России в письме от 19.07.2019 № 02-08-10/54149, с 2019 года операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по уплате налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг и по начислению (уплате) налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, относятся на подстатью «Иные доходы» КОСГУ с применением аналитической группы подвида доходов «Прочие доходы» ( Порядка № 132н). Операции по начислению налогоплательщиками – государственными (муниципальными) автономными и бюджетными учреждениями НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых НДС, отражаются по подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом указанного налога.
Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок
Если пытаетесь разобраться с КВР, что это в бюджете, то вот ответ. Код вида расхода — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств, а также контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.
Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.
Учет и списание отдельных видов транспортных услуг
При осуществлении приносящей доход деятельности списание транспортных услуг производится в зависимости от того, на какой стадии процесса производства и реализации используются данные услуги.
Транспортные услуги, потребленные для обеспечения собственно производственного процесса, относятся, как правило, на счет 210970222. Это обусловлено тем, что подобные расходы носят общепроизводственный характер и по своему экономическому содержанию должны включаться в состав накладных расходов. Исключение составляют случаи, когда счет 2010970000 в учреждении не открывается и не ведется (это имеет место тогда, когда учреждение занято выпуском одного вида продукции, выполнением одного вида работ или оказанием одного вида услуг). В этом случае транспортные расходы с кредита счетов учета обязательств (230222730 и др.) списываются непосредственно в дебет счета 210960222.
Транспортные услуги, приобретенные для обеспечения управленческой и хозяйственной деятельности, учитываются по дебету счета 210980730.
По завершении отчетного периода стоимость транспортных расходов относится (в порядке распределения) в дебет счета 210960222 и участвует в формировании себестоимости продукции (работ или услуг) и финансового результата (по приносящей доход деятельности).
Транспортные услуги, использованные при осуществлении учреждением торговой деятельности, учитываются на счете 210980222. В аналитическом учете такие расходы могут выделяться в отдельную статью издержек обращения.
Применение КВР и КОСГУ в 2019 году для бюджетных учреждений
В Методических рекомендациях безвозмездные поступления по форме делятся на денежные и неденежные поступления. Они отражаются по статьям 150 КОСГУ «Безвозмездные денежные поступления» и новой статье 190 КОСГУ «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» соответственно.
Еще одна важная особенность отражения выплат, установленных Порядком № 209н – разграничение выплат по форме осуществления: выплаты в денежной форме и выплаты в натуральной форме. Так, выплаты в натуральной форме имеют стоимостной эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.
Ошибка № 1. Применена увязка КВР и КОСГУ, не предусмотренная Приложением 5.1 к Указаниям № 65н
В Приложении 5.1 к Указаниям № 65н приведен исчерпывающий перечень комбинаций кодов КОСГУ и КВР. Применение при формировании номера счета бухучета увязки, не предусмотренной этим приложением — нарушение действующей методологии учета.
К тому же подобные ошибки могут привести к искажению показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Например, неправильный КВР в 15-17 разряде номера счета по учету расчетов — это причина указания недостоверных данных по строкам Сведений по задолженности (форма 0503169, форма 0503769). А за такие ошибки при определенных обстоятельствах могут и оштрафовать.
БЛАНКИ
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности () Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности ()
Само по себе нарушение требований Приложения 5.1 не относится к основаниям для квалификации в казенных учреждениях нецелевого использования бюджетных средств. Однако несоблюдение предусмотренных этим приложением увязок «сигнализирует» проверяющим: неправильно применен или КВР, или КОСГУ. Ну а дальше они сопоставят экономическое содержание конкретной операции с порядком применения соответствующих КВР и кодов КОСГУ. И в случае ошибочного применения КВР могут оформить протокол по .
В некоторых случаях проверяющие могут использовать Приложение 5.1 как дополнительный инструмент для определения корректности применения КВР. Например, на КВР 241 можно относить расходы на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Какие это расходы? Можно ли закупить по КВР 241 отдельно материалы и оборудование, предназначенные для исследований? Описание этого КВР не дает ответов на эти вопросы, зато их можно найти в Приложении 5.1… Так, увязка КВР 241 с КОСГУ 310 в нем не предусмотрена вовсе. А материальные запасы по КВР 241 и КОСГУ 340 приобрести можно, но только если речь идет о спецоборудовании.
Бывает, что конкретная расходная операция прямо не поименована в описаниях порядка применения КВР (КОСГУ). В таких ситуациях можно отнести расходы на КВР и код КОСГУ, в описании которых поименованы аналогичные по экономическому содержанию расходы. Дело в том, что в этих описаниях многие перечни операций являются открытыми. Однако не забывайте проверить выбранную комбинацию КВР и кода КОСГУ на соответствие Приложению 5.1. Если такой увязки в Приложении 5.1 нет, лучше подобрать иную комбинацию…
Внимание! Финансово-хозяйственная деятельность организаций госсектора многообразна. Не исключено, что какая-то операция еще не попадала «в поле зрения» Минфина и не была учтена при составлении Приложения 5.1
Если у Вас именно такая ситуация, пишите в Минфин. Но до внесения изменений в Указания 65н все-таки выберите комбинацию КВР и кода КОСГУ, которая не противоречит ни описанию порядка применения КВР (КОСГУ), ни Приложению 5.1. Ведь ревизоры при квалификации нарушений руководствуются исключительно положениями редакции нормативного акта, действующей на момент совершения расходной операции…
Особенности учета расходов на транспортные услуги при формировании фактической стоимости материальных запасов
Учет расходов на транспортные услуги при формировании фактической стоимости материальных запасов имеет свои особенности. Так, если стоимость транспортировки (доставки) материалов включена в их стоимость или обе группы расходов (по оплате материальных запасов и по оплате транспортных услуг) производятся по одному договору (то есть поставщик осуществляет перевозку собственными силами или самостоятельно рассчитывается с транспортной организацией), в бухгалтерском учете учреждений транспортные расходы не выделяются, а учитываются в общей стоимости приобретенных запасов на соответствующем счете, открытом к счету 010500000. Если же приобретение материальных запасов и их доставка производятся по разным договорам, фактическая себестоимость запасов формируется на счете 010640000:
Дебет 410634340 Кредит 430234730
на сумму договорной стоимости приобретенных материалов (продуктов питания);
Дебет 410634340 Кредит 430222730
на сумму расходов по доставке приобретенных материалов;
Дебет 410532340 Кредит 410634440
на сумму фактической стоимости приобретенных материалов.
Применение КОСГУ при оплате транспортных расходов
Транспортные расходы — КОСГУ для их отражения предусмотрен отдельный аналитический код. Как правильно классифицировать расходы, чтобы их можно было отразить в качестве транспортных по КОСГУ, узнайте из нашей статьи.
Что относится к транспортным расходам учреждения?
Особенности отражения отдельных транспортных услуг в учреждении
Итоги
Что относится к транспортным расходам учреждения?
В соответствии с указаниями о применении бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, к транспортным расходам (ТР) учреждения относятся расходы по оплате:
- услуг по договорам на ТО транспорта (ремонт, диагностика, заправка транспорта и т. д.);
- проездных документов на все виды транспорта (в том числе возмещение расходов, если должностное лицо не было обеспечено проездными документами);
- услуг по договорам ГПХ (проезд к месту командировки и обратно с использованием общественного транспорта);
- проезда военнослужащих и членов их семей (в том числе перевоз личного имущества при переезде на новое место службы);
- проезда к месту учебы и обратно (если работники учреждения совмещают работу с учебой);
- проездных билетов для свидетелей, вызываемых следственными или судебными органами;
- услуг по перевозке спецконтингента, а также освободившихся осужденных к месту жительства;
- услуг по доставке самовольно покинувших детские (или иные аналогичные) учреждения, ушедших из семей несовершеннолетних (включая расходы на проезд сопровождающих их лиц);
- услуг по перевозке грузов (изъятого имущества, служебных животных, спецтоплива и др.);
- транспортно-экспедиционных услуг;
- комплексного обслуживания флота (прием стоков, пищевых отходов и др.).
Список не содержит жестких ограничивающих рамок, поэтому среди отраженных в учете ТР учреждения могут присутствовать и другие виды ТР, не указанные в вышеприведенном перечне.
В КОСГУ для отражения ТР предусмотрен подкласс 222 «Транспортные расходы», применяемый во взаимоувязке с другими кодами.
В последующих разделах расскажем об особенностях применения КОСГУ при учете отдельных ТР учреждения.
Особенности отражения отдельных транспортных услуг в учреждении
- Работнику с разъездным характером работы оплачен проездной на общественный транспорт.
Учреждение в такой ситуации вправе поступить следующим образом:
- приобрести проездной документ и выдать его сотруднику — приобретение занести на счет 302 22 «Расчеты по транспортным услугам» по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;
- возместить сотруднику стоимость приобретенного им проездного абонемента — расчеты по выплате компенсации отражаются по счету 302 12 «Расчеты по прочим выплатам», код аналитического учета 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
Об особенностях бухучета бюджетников читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».
- Выдача аванса на транспортные расходы командировочному сотруднику.
Бухучет расходов на проезд сотрудника к месту служебной командировки и обратно будет зависеть:
- от цели служебной поездки;
- источника финансирования.
Если командировка финансируется за счет субсидии на иные цели и связана с покупкой дорогостоящего оборудования, учет будет осуществляться по следующей схеме:
- Дт 5 208 22 560 Кт 5 201 34 610 — выдан аванс сотруднику из кассы на приобретение билетов.
- Дт 5 106 21 310 Кт 5 208 22 660 — ТР на проезд командированного сотрудника включены в стоимость оборудования.
Если командировка не связана с приобретением нефинансовых активов и оплачивается за счет субсидии на выполнение госзаказа, производятся следующие бухгалтерские записи:
- Дт 4 208 22 560 Кт 4 201 34 610 — авансирован командировочный сотрудник для приобретения билетов.
- Дт 4 109 60 222 Кт 4 208 22 660 — отражены в учете ТР командировочного сотрудника на основании авансового отчета.
Сколько времени нельзя уничтожать авансовые отчеты — 4 года, 5 или 10 лет? Узнайте об этом из статьи «Какой срок хранения у авансовых отчетов?».
Итоги
Транспортные расходы отражаются в учете учреждения с применением аналитического кода 222 «Транспортные услуги» во взаимоувязке с другими кодами КОСГУ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.