Порядок обжалования решения налогового органа в суде

Основания обжалования

Требования о предварительном обращении с заявлением об обжаловании постановления инспектора ФНС распространяются в случае, когда гражданина или компанию привлекают к административной ответственности.

Досудебный порядок решения спора необязателен по следующим требованиям:

  • о возмещении НДС;
  • о порядке уплаты налога;
  • о предоставлении документов для расчета налогового платежа;
  • о приостановлении операций по начислениям налога.

Для административного обжалования потребуется обращение в налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно подробно изложить существующую ситуацию. Например, инспекция неверно рассчитала сумму налога на имущество физических лиц или земельный налог, и гражданин узнал это к моменту наступления срока оплаты.

О «заморозке» оспариваемого решения

В соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству хозяйствующего субъекта (заявителя) суд вправе приостановить действие оспариваемого решения налогового органа до вступления решения суда в законную силу. В данном случае с заявителя взимается государственная пошлина. Дело в том, что при рассмотрении указанных ходатайств необходимо учитывать соответствующие положения гл. 8 АПК РФ, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).
В Письме Минфина России от 07.10.2008 N 03-05-05-03/44 указано, что при подаче заявления об обеспечении иска в арбитражный суд уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Такого же мнения придерживается и Президиум ВАС. Так, в п. 13 Информационного письма от 25.05.2005 N 91 дано разъяснение, что при подаче заявления об обеспечении иска заявителем государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.
Причем позиция ВАС РФ остается неизменной и в более поздних документах. В качестве примера приведем Постановление ФАС ПО от 15.03.2010 N А06-4700/2009, из которого видно, что суд возвратил обществу заявление об обеспечении иска как поданное с нарушением ст. 92 АПК РФ, поскольку общество в установленный судом срок не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления об обеспечении иска без движения, и не представило суду доказательств уплаты им государственной пошлины за подачу данного заявления.
Небезынтересным будет и Определение ВАС РФ от 09.01.2008 N 17476/07 по делу N А40-37267/07-47-349, в котором рассмотрена следующая ситуация. Арбитражный суд Москвы оставил без движения заявление организации о принятии обеспечительных мер, поскольку последняя не представила доказательства оплаты государственной пошлины. Суд предложил в установленный срок устранить данное обстоятельство, послужившее основанием для оставления заявления без движения. Однако организация, посчитав, что в данной ситуации государственная пошлина не взимается, в письменном виде отказалась от ее уплаты. В результате суд первой инстанции возвратил заявление о принятии обеспечительных мер истцу, а Девятый арбитражный апелляционный суд его в этом поддержал.
Чтобы отстоять свои интересы, организация, сославшись на неправильное применение судами норм права, обратилась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Однако и у высших арбитров фирма поддержки не нашла.
Опираясь все на тот же п. 13 Информационного письма ВАС РФ N 91, высшие арбитры указали, что, если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражный суд применяет правила, изложенные в ч. 6 ст. 92 и ч. 2 ст. 93 АПК РФ. При указанных обстоятельствах заявление о принятии обеспечительных мер возвращено арбитражным судом правомерно (см. также п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117).
Напомним, что в соответствии с данными нормами к заявлению об обеспечении иска должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В противном случае арбитражный суд оставляет заявление об обеспечении иска без движения как не соответствующее установленным требованиям.

Как составить заявление о принятии обеспечительных мер

Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ). При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество. Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).
Для удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение. Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании. В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83). В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер.

Обзор документа

Действия (бездействие) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) суд в предусмотренном порядке. Так, в первый жалоба подается через инспекцию, действия (бездействие) сотрудников которой обжалуются. Срок — в течение года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если он пропущен по уважительной причине, то может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В некоторых случаях данный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) вышестоящего налогового органа, но не более чем на 15 дней. Во-первых, если необходимо получить документы (информацию) для рассмотрения жалобы от нижестоящих налоговых органов. Во-вторых, если подавшее жалобу лицо представило дополнительные документы.

Если решение не принято в срок, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в суд. Действия (бездействие) работников ФНС России обжалуются в судебном порядке.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.