Требования к структуре и содержанию плана финансового контроля в госструктурах
Для предприятий госсектора применяется строгая законодательная регламентация механизмов контроля финансов на всех уровнях. Кроме того, существует множество ограничений, накладываемых со стороны инструкций внутри ведомств. Самостоятельность в выборе параметров контроля госкомпаний ограничена в значительной мере.
Каковы же основные ограничения и обязательные требования к формированию контрольных процедур в области финансов в государственных компаниях? Одним из источников для понимания их содержания может стать п. 45 приложения к письму Минфина РФ от 19.01.2015 № 02-11-05/932, исходя из его положений, можно выделить следующие ключевые элементы:
- направления проверок;
- области бизнеса, подвергающиеся анализу;
- разновидности контрольных алгоритмов;
- временной промежуток для контроля;
- границы осуществления контрольных мероприятий.
Нормами права может быть предусмотрено исполнение обязательных планов финансового контроля, утвержденных на уровне ведомства. В качестве примера могут служить пп. 3, 4 правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092. Согласно им программа контроля утверждается:
- на высшем уровне управления — руководителем по строгому согласованию с Минфином РФ;
- в регионах — начальниками соответствующих подразделений по согласованию с Росфиннадзором.
Правила составления программы мероприятий финансового надзора распространяются и на деятельность Росфиннадзора в области мониторинга деятельности предприятий государственного и негосударственного сектора.
Итак, в частных фирмах планы создаются самостоятельно. Государственные компании в большинстве случаев руководствуются ведомственными инструкциями.
20 апреля 2018 года № 78/1
Об утверждении
Плана проведения контрольных
мероприятий по осуществлению
внутреннего муниципального
финансового контроля в ВМО МО Оккервиль
на 2018 год
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке осуществления Местной Администрацией ВМО МО Оккервиль полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, утвержденным Постановлением Местной Администрации МО МО Оккервиль от 16.01.2015 № 3 (в редакции Постановлений МА МО МО Оккервиль от 18.02.2016 №11; от 09.06.2017 № 30):
- Утвердить План проведения контрольных мероприятий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в ВМО МО Оккервиль на 2018 год согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения оставляю за собой.
3. Настоящее Распоряжение вступает в силу с момента принятия.
Глава
Местной Администрации
внутригородского муниципального образования
Санкт-Петербурга муниципальный округ Оккервиль И.В. Житников
Приложение
к Распоряжению
МА ВМО МО Оккервиль
от 20 апреля 2018 года № 78/1
План
проведения контрольных мероприятий по осуществлению внутреннего
муниципального финансового контроля в ВМО МО Оккервиль на 2018 год
№ п/п |
Объект внутреннего муниципального финансового контроля |
Предмет контрольного мероприятия |
Метод проведения контрольного мероприятия |
Проверяемый период |
Сроки проведения контрольного мероприятия |
Местная Администрация ВМО МО Оккервиль |
Проверка по вопросу соблюдения порядка выделения, эффективного расходованияи результативности использования бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Местной Администрации ВМО МО Оккервиль в 2017 году |
Проверка |
с 01.01.2017 по 31.12.2017 |
июль 2018 года |
|
Местная Администрация ВМО МО Оккервиль |
Проверка составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств бюджета ВМО МО Оккервиль |
Проверка |
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
июль 2018 года |
|
Местная Администрация ВМО МО Оккервиль |
Проверка полноты и достоверности отчетности о реализации ведомственных целевых программ ВМО МО Оккервиль на 2017 год |
Проверка |
с 01.01.2017 по 31.12.2017 |
июль 2018 года |
|
Местная Администрация ВМО МО Оккервиль |
Проверка правильности установления и обоснования начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок для муниципальных нужд стоимостью свыше 10 000,00 тыс. рублей. |
Проверка |
с 01.01.2018 по 30.06.2018 |
июль 2018 года |
|
Муниципальный Совет ВМО МО Оккервиль |
Проверка составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств бюджета ВМО МО Оккервиль |
Проверка |
с 01.01.2018 по 30.09.2018 |
декабрь |
|
Местная Администрация ВМО МО Оккервиль |
Проверка целевого использования собственных финансовых средств бюджета ВМО МО Оккервиль для осуществления отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству |
Проверка |
с 01.01.2018 по 30.09.2018 |
декабрь |
|
Избирательная комиссия ВМО МО Оккервиль |
Проверка составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств бюджета ВМО МО Оккервиль |
Проверка |
с 01.01.2018 по 30.09.2018 |
декабрь |
Требования к структуре и содержанию плана финансового контроля в организации частного сектора
Регламент контрольных финансовых процедур коммерческой компании обусловлен применяемыми методами хозяйствования, сложившимися традициями ведения бизнеса в данной фирме и включает:
- предмет мониторинга со стороны ответственных лиц;
- задачи, которые нужно решить при проверке;
- срок завершения всего перечня процедур;
- контролируемый временной промежуток;
- список элементов, представляющих интерес для контроля;
- работники, ответственные за выполнение плана.
Исходя из ставящихся задач количество элементов плана проверки может быть значительно расширено. В частности, могут появиться реквизиты для визирования ответственным сотрудником завершения этапов программы контроля — таким способом подтверждается успешное выполнение специалистами на участках вверенной им части работы.
Федеральное казначейство
Специфика карты внутреннего финансового контроля
Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.
Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.
Есть в законодательстве РФ и другая интерпретация сущности карты внутреннего финансового контроля. Так, если исходить из логики п. 12 Правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, данная карта — главный источник, в соответствии с которым должен осуществляться внутренний финансовый контроль.
Можно отметить, что структура карты внутреннего финансового контроля, утвержденная Правительством РФ, в целом схожа с той, что предложена Минфином. В соответствии с п. 10 Правил, введенных постановлением № 193, в данной карте указываются сведения о должностных лицах, ответственных за контрольные действия в корреляции с конкретным предметом внутреннего контроля.
В свою очередь Правительство РФ рекомендует задействовать формы карт внутреннего финансового контроля, утверждаемые ведомствами самостоятельно (п. 15 постановления № 193). Например, Минфин определяет собственные правила составления соответствующих документов в приказе от 06.03.2017 № 29н и утверждает форму карты внутреннего контроля в приложении № 1 данного НПА.
Таким образом, карта внутреннего финансового контроля в госструктурах — в зависимости от конкретной интерпретации ее специфики — может дополнять план контроля либо заменять его. Может быть задействована как форма, рекомендованная Минфином, так и та, что утверждена ведомством самостоятельно.
Как осуществляется внутренний финансовый контроль на предприятии
Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:
- В учреждении создается специальное структурное подразделение или вводится должность ревизора, который подчиняется руководителю предприятия;
- В учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
- Осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.
Какой выбрать способ осуществления внутреннего финансового контроля зависит напрямую от объема работ на предприятии. Есть ли возможность на предприятии ввести дополнительные ставки по осуществлению данного контроля или же возложить эти обязанности на уже существующие отделы.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Что представляет собой внутренний финансовый контроль?
Ответ: как такого определения нет, что такое внутренний финансовый контроль. Но если проанализировать все его действия то, можно сделать вывод, что это это процесс наблюдения, с помощью которого ведется контроль за деятельность учреждения, а так же за рациональным и эффективным использованием бюджетных ресурсов, соблюдение законодательства в области ведения учета и в предоставлении отчетности.
Вопрос №2 Какие бывают типы внутреннего финансового контроля?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ответ: Внутренний финансовый контроль можно поделить на два типа – это плановый, который планируется заранее по проверке определенных операций, а так внезапный, который возникает в процессе ведения хозяйственной операции, которую необходимо изменить, отредактировать для эффективной реализации операции.