«Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации
Но на практике зачастую не все проходит гладко. Дело в том, что в Налоговом кодексе четко не обозначено, какая дата является днем окончания камеральной проверки. Соответственно, нет полной ясности, в каком случае «уточненка» считается поданной до окончания камеральной проверки первичной декларации.
Арбитражная практика по данной теме противоречива. Иногда судьи утверждают, что дата окончания «камералки» — это день подписания решения, а не акта проверки. И если уточнения представлены после подписания акта, но до вынесения решения, то первичную проверку следует прекратить. Как следствие, штраф по первичной декларации невозможен (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.14 № А57-15314/2013, ФАС ЗСО от 02.07.14 № А03-1691/2013). Но есть и противоположные решения. Например, АС Дальневосточного округа признал, что уточнения, поданные после подписания акта, не обязывают сотрудников ИФНС прекращать первичную проверку и отменять штраф (постановление от 07.11.14 № Ф03-4545/2014).
Трудно предсказать, какой вердикт вынесет суд в аналогичном споре. И все же, по нашему мнению, при существенной величине штрафа налогоплательщику имеет смысл подать «уточненку» с исправлениями.
«Уточненка» с суммой налога к увеличению
Если вы сдаете «уточненку» в связи с тем, что ранее занизили сумму налога, то эта «уточненка» будет с суммой налога к увеличению. Однако сама по себе такая «уточненка» еще не является основанием для взыскания с вас штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание
На особом положении по части проверки находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (статьи 176, 176.1 НК РФ). По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной поверки.
Напомним, что согласно данной норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Однако для этого налоговики еще должны доказать факт занижения базы и наличие недоимки. Просто начислить штраф на суму разницы между первоначальной декларацией и «уточненкой» они не вправе (письмо Минфина от 04.02.2013 № 03-02-07/1/2279; постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).
В частности, это означает что начисление штрафа неправомерно, если за вами числится переплата по налогу, которая образовалась еще до уточняемого периода. Задолженности перед бюджетом в этом случае не возникает, а переплату налоговики вправе самостоятельно зачесть в счет недоплаченной суммы налога (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Кроме того, даже если переплаты у вас нет, вы можете избежать штрафа, если (п. 3, 4 ст. 81 НК РФ):
- сдадите «уточненку» до того, как узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вас назначена выездная проверка за период, в котором налог был занижен;
- заплатите недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи «уточненки».
Если уточненная декларация подана после вручения акта камералки
Акт камералки составляется в течение 10 рабочих дней после завершения проверки .
Примечание
В то же время нарушение срока проведения камеральной проверки или срока составления акта не влечет недействительности итогового решения. Напомним, что доводы о несоблюдении срока составления акта можно заявить в суде только либо при оспаривании требования об уплате доначисленных по результатам проверки сумм или решения об их взыскании, либо в качестве возражений на иск о взыскании, предъявленный ИФНС .
То есть акт может быть составлен как в течение 3 месяцев, отведенных на проведение проверки, так и в течение 10 рабочих дней после истечения этого срока. Но в любом случае проверка завершается составлением акта . Поэтому если после вручения акта камеральной проверки вы подали уточненку, то ИФНС, скорее всего, вынесет решение по итогам проверки первоначальной декларации. И все же такое решение можно попытаться оспорить . Но отстаивать свою правоту наверняка придется в суде.
Как уже говорилось выше, ФНС считает, что в этой ситуации подача уточненки не влияет на рассмотрение материалов проверки первоначальной декларации и вынесение решения по ее результатам . Судебная же практика противоречива. Известны споры, в которых судьи приходили к выводу, что камеральная проверка заканчивается только принятием итогового решения. То есть если уточненка подана даже после вручения акта, но до вынесения решения по проверке первоначальной декларации, эта проверка прекращается . Нет смысла, считают судьи, выносить решение по проверке декларации, которая уточнена налогоплательщиком .
Но есть и решения в поддержку налоговиков. Так, судьи Уральского округа сочли, что дата принятия решения по камеральной проверке не может признаваться датой ее окончания. В противном случае налогоплательщик мог бы избежать ответственности за выявленные нарушения, просто уплатив взятую из акта проверки сумму налога и соответствующие ей пени и представив уточненку до вынесения решения .
В итоге при подаче уточненки после получения акта камеральной проверки все же есть шанс избежать штрафа за неуплату налога. Чтобы это не выглядело как исключительно «работа над ошибками», отраженными в акте проверки, можно порекомендовать отразить в уточненке и другие корректировки. Как вы помните, за ошибки, не обнаруженные при проверке, штрафовать вас не имеют права. Но нужно заблаговременно доплатить налог и соответствующие пени .
Пункт 1 ст. 100 НК РФ. Пункт 31 Постановления N 57. Определение ВАС РФ от 17.07.2013 N ВАС-8443/13. Пункт 9.1 ст. 88 НК РФ. Постановления ФАС ЗСО от 14.01.2013 N А81-1421/2012; ФАС МО от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34. Постановление ФАС ЗСО от 17.10.2013 N А45-24606/2012. Постановление ФАС УО от 04.04.2013 N Ф09-2044/13. Пункт 4 ст. 81 НК РФ.