Аспекты, учитываемые в режиме работы и отдыха водителя
Нормативные акты, действующие в правовом поле РФ, регламентируют режимы работы и отдыха воительского состава с учетом разных аспектов – грузоподъемности автомобилей, численности экипажа, внутреннего или международного формата перевозок, количества посадочных мест в пассажирских автобусах, и проч., что позволяет конкретизировать:
-
режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей с учетом их специальных модификаций – грузоподъемности, назначения (спецтранспорт для транспортировки опасных, воспламеняющихся, взрывоопасных, крупногабаритных и негабаритных грузов, дальномеров);
-
режим труда и отдыха водителей международных перевозок, синхронизировав его с требованиями Регламента Евросоюза;
-
режим труда и отдыха водителей-дальнобойщиков, с учетом необходимости параллельного выполнения обязанностей по экспедированию и охране груза;
-
режим труда и отдыха водителя автобуса, в зависимости от формата маршрута – внутригородского, междугороднего ближнего следования, междугороднего дальнего следования;
-
режим труда и отдыха двух водителей, с указанием порядка и хронологии передачи управления ТС между членами экипажа, отдыха при следовании на дальних и многодневных маршрутах. Отметим, что режим труда и отдыха 2 водителей, составляющих экипаж транспортного средства на маршрутах дальнего и международного следования, учитывается по тахографу, обязательно рассчитанному на двоих.
В качестве метода учета времени работы и отдыха водительского состава, задействованного на вышеуказанных типах ТС, применяется две системы учета показателей – ежедневная и суммированная, в зависимости от применения которых разрабатывается график работы водителей.
Требования к водителю
Шофер должен:
- уметь использовать тахограф;
- иметь к прибору инструкцию;
- вывести данные на распечатку по требованию сотрудника ГИБДД.
Отказ от предоставления информации, отсутствие путевого листа, незарегистрированная деятельность (неофициальные перевозки) дают возможность сотруднику ДПС задержать водителя. Штраф за нарушение эксплуатации тахографа (ст.11.23 КоАП) – от 1 до 2 тыс. руб.
Если распечатку нельзя сделать из-за технической неисправности прибора, то наказание распространяется на человека, установившего его, и на владельца ТС, допустившего выезд авто на дорогу (Приказ Минтранса №36).
Перед рейсом владелец транспортного средства (диспетчер предприятия) должен выдать шоферу путевой лист с точным графиком движения (по часам) и отдыха. Механик проверяет исправность ТС, тахографа. Медицинский работник – состояние здоровья водителя, отсутствие критических недомоганий (давление, ОРВИ, температура, похмелье и т. п.).
Шофер должен точно следовать графику и менять его только в случаях крайней необходимости и не выходя за рамки ПДД РФ.
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы. Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя
Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Положение о рабочем времени водителей
При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года. Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.
На кого распространяются поправки
Дополнения закона касаются водителей:
- грузовых автомобилей (ТС массой свыше 3.5 тонны);
- маршруток, автобусов городского, пригородного и междугородного сообщения.
Напрямую новые поправки затронут должностных, юридических лиц ( в том числе индивидуальных предпринимателей): владельцев автотранспорта, организаторов грузоперевозок. Теперь они не смогут требовать от подчиненных быть в дороге по времени больше, чем установлено нормативами.
В тему: 95% автотранспортной отрасли в России – средний и малый бизнес. Выгодно ли открывать собственную транспортную компанию?
В свою очередь, шофер, желающий подзаработать и увеличить длительность рабочего дня, не сможет выйти за установленные временные рамки.
В тему: А сколько можно заработать на грузоперевозках?
Закон не вносит изменения в особенности режима труда водителей. Он лишь коснется пунктов ПДД, которые регламентируют сроки непрерывного нахождения за рулем.
Режим труда и отдыха: что нового
В сумме за 7 дней находиться за рулем более 56 часов рабочего времени нельзя (устанавливается по тахографу). За 2 недели – свыше 90 часов. Эти градации плавающие. Водитель вправе разделить часы поровну – по 45 ч в неделю (6.5 ч/день) либо 56 ч в первую неделю и 34 ч – во вторую.
Положения в законе о движении:
- Ехать без перерыва можно не более 4 ч 30 мин. После нужен полноценный отдых.
- За сутки время управления транспортом не должно превышать 9 ч. Допускается в критических ситуациях увеличивать его до 10 часов, но не больше 2 раз в неделю (не более чем 56 часов за 7 дней, 90 часов – за две недели).
Положения в законе об отдыхе:
- После нахождения за рулем водитель должен расслабляться в течение не менее 45 минут. Допускается поделить это время на промежутки от 15 мин., то есть первый раз – 15-20 мин., второй – 30-25 мин.
- Общее время отдыха за сутки – не менее 11 ч, включая ночной сон. Допускается уменьшить его на 2 часа, но не больше трех раз за 6 суток.
- Если у шофера вышло время нахождения в пути, а стоянки нет, он может увеличить его на 1-2 часа до прибытия на паркинг дальнобойщиков, к посту ГИБДД и т. п.
Теперь, сверяясь с изменениями в ПДД РФ, можно заблаговременно рассчитывать путь, отмечая на карте (дальнобойщики, водители межгорода) места отдыха.
Надо понимать: закон-законом, но если шофер чувствует усталость, засыпает за рулем, нужно остановиться и отдохнуть в любом месте, несмотря на то, сколько прошло времени с момента начала движения. Нормы рассчитываются исходя из средних показателей: возраста, физической и психологической выносливости. У каждого человека они разные, поэтому не стоит подвергать опасности жизнь пассажиров и собственную.