Основное правило расчета
Основным правилом в малом бизнесе является то, что чем выше норма операционной прибыли, тем выше вероятность масштабирования текущей деятельности. Любая норма менее 14% будет иметь отрицательные последствия в отношении успеха. Продажи компании должны удваиваться или утраиваться, чтобы получать реальные выгоды.
В приведенной выше формуле нормы операционной прибыли есть два важных компонента.
Операционную прибыль получают, вычитая стоимость реализованных товаров и другие операционные расходы из чистой выручки. Если посмотреть на отчет о финансовых результатах компании, можно найти операционную прибыль достаточно просто. Особенность операционного дохода заключается в том, что он не включает доходы и расходы, которые не связаны с операционной прибылью.
Второй компонент в приведенной выше формуле: чистые продажи (выручка).
Отчет о финансовых результатах начинается с показателя валового объема продаж.
При расчете операционной прибыли важными элементами являются операционные расходы.
Расходы включают:
- прибыли и убытки от активов;
- подоходный налог;
- процентные расходы;
- прямые затраты.
К прямым относят: эксплуатационные расходы, износ и амортизацию. Они включают:
- общие расходы;
- расходы по реализации товаров;
- административные затраты;
- кредит;
- рекламные затраты;
- косвенные суммы;
- телефонные сборы;
- почтовые расходы;
- административные затраты;
- заработная плата персонала;
- затраты на тепло;
- затраты на электричество.
Что влияет на динамику прибыли?
Норма прибыли, как и любой другой экономический показатель, зависит от множества факторов. Одним из факторов влияния на ее динамику считается цена на рынке и рыночное макроэкономическое состояние. И, конечно, норма чистой прибыли зависит от спроса и предложения на рынке. Этот показатель определяет доход от вложений по отношению к количеству вложенных денег.
Когда наблюдается различие между этими показателями в сторону понижения спроса на продукцию предприятия, это говорит о том, что норма прибыли находится на низком уровне, и есть угроза получения убытка.
На ее динамику оказывают влияние изменения:
- строения капитала, если расходы на элементы постоянного капитала меньше, то норма прибыли становится выше, и наоборот;
- скорость оборота капитала – чем она выше, тем лучше влияет на прибыль; больший доход приносит краткосрочная оборачиваемость капитала, в отличие от долгосрочной.
Влияние конкуренции на этот показатель
На среднюю норму прибыли влияет два вида конкуренции: межотраслевая и внутриотраслевая.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между самими капиталистами из разных отраслей, где прибыль, норма прибыли находятся на более высоком уровне. Так как капиталы вливаются в различные отрасли, они имеют разное строение. Как известно, прибавочная стоимость создается лишь путем привлечения наемных работников, на меньший капитал приходится и соответствующая масса прибавочной стоимости. А на предприятиях с высоким органическим строением капитала прибавочная стоимость будет меньше. Появление такого вида конкуренции приводит к переливанию средств из одной отрасли в другую. Перемещение капитала приводит к тому, что уменьшается прибавочная стоимость в отрасли с низким строением, растет производство товаров, падает рыночная цена, сокращается отраслевая масса. В результате переливания выравнивается средняя норма прибыли, которая определяется по формуле: P΄cp = Ʃm : Ʃ (C+V) × 100%,
где Ʃm – суммарная прибавочная стоимость, которая создается в разных отраслях;
Ʃ (C+V) – суммарный капитал, авансированный в различные отрасли.
Вследствие этого предприятие получает среднюю прибыль по всем отраслям.
Два пути получения доходов предприятием
Внутренняя норма прибыли — это такой вид дохода, который возникает при равенстве инвестиций и потоков денежных средств за счет инвестиций. В данном случае доход предприятие будет получать двумя путями:
- вложениями капитала под IRR(%) в любые денежные инструменты;
- вложениями капитала, производящими денежный поток, в этом случае все составные части данного потока инвестируются по IRR(%).
IRR в этом случае играет роль барьера. Для инвестора это очень важный показатель, так как, изучив его, он видит: развивать проект или отклонять. Если стоимость вкладываемых средств выше значения этого показателя, то проект будет нерентабельным, и его нужно отклонить.