Соответствующий объект не включен в перечень
Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?
Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
- нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.
При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.
В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).
Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.
Налог при продаже недвижимости в 2019 году
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (в редакции, действующей в 2019 году) доход при продаже квартиры, дачи, жилого дома, земельного участка, гаража, или любой другой недвижимости облагается налогом. Статьей 224 Налогового кодекса РФ установлено, что доход от продажи недвижимости облагается по ставке 13 %.
Случаи, при которых минимальный срок владения составляет 3 года Внесенными в 2019 году изменениями в Налоговый кодекс РФ установлено, что минимальный срок владения объектом недвижимого имущества (по истечение которого налогоплательщик освобождается от уплаты налога)
Налог на имущество организаций: что не облагается
Не подпадают под налогообложение у коммерческих фирм основные средства и недвижимость, которые:
- Не считаются объектами имущественного налогообложения.
- Названы в таблице 1 как облагаемые, но подпадают под льготы.
О таких основных средствах и недвижимости российских юрлиц читайте в таблице 2.
Таблица 2. Не облагаемые объекты
- основные средства из первых двух групп амортизации по Классификации;
- объекты для космоса;
- суда из Российского международного реестра;
- участки земли;
- природные объекты и ресурсы;
- объекты, зарегистрированные как федеральное наследие культуры;
- ядерные ледоколы;
- научные ядерные сооружения и т.д.
- движимые основные средства, поставленные на учет с 2013 года и поступившие не от взаимозависимой фирмы, ИП или физлица и не от ликвидированого или реорганизованного юрлица;
- энергоэффективные объекты – в пределах трех лет с даты ввода в эксплуатацию;
- профильное имущество религиозных юрлиц;
- профильное имущество общественных объединений инвалидов;
- имущество фармацевтических фирм для производства иммунобиологических ветеринарных препаратов против эпидемий и эпизоотий;
- имущество протезных ортопедических фирм;
- объекты адвокатских коллегий и бюро;
- имущество юрконсультаций;
- объекты участников проекта «Сколково»
«Кадастровое» здание и помещения в нем: Минфин против двойного налогообложения
Письмом от 11.01.2018 N БС-4-21/195 ФНС разослала письмо Минфина от 24.11.2017 N 03-05-04-01/77887 с рекомендациями по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК — то есть, налога на имущество организаций с кадастровой стоимости.
- административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых по ЕГРН или документам технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для этих целей.
Среди условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым или торговым центром (комплексом) присутствует вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое его использование.
Условия признания помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания — назначение, разрешенное использование или наименование помещений по ЕГРН или документам техинвентаризации, либо фактическое использование.
Вид фактического использования определяется уполномоченным органом.
Минфин считает, что налогообложение в рамках 378.2 НК должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
В этой связи если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в региональный перечень, то все помещения в этом строении, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от наличия (или отсутствия) этих помещений в перечне.
Если кадастровая стоимость такого помещения не определена, то налоговая база по нему равна доле кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение.
Если строение не признается административно-деловым или торговым центром, то зарегистрированные в ЕГРН нежилые помещения в этом здании включаются в перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования помещений. В этом случае соответствующим фактическим использованием признается использование не менее 20% площади этого помещения одновременно для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и (или) бытового обслуживания.
Минфин также отметил, что в региональный перечень могут быть включены как здание, так и отдельные помещения в нем. В случае исключения из перечня здания, помещения в нем также исключаются из перечня (если эти объекты включены в перечень) и не подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости, если не отнесены к «кадастровым» объектам как отдельные помещения. Если здание и помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, исключены из перечня, то налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости здания (если собственником является одно лицо), помещения (если собственниками здания является несколько лиц).
Если принадлежащие нескольким собственникам помещения в здании, имеющем кадастровый номер, имеют отдельные кадастровые номера, то каждый собственник помещений в здании признается налогоплательщиком, уплачивающим налог по кадастровой стоимости.
Налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) положениями НК не допускается.