Об изменении учетной политики в середине года
Разработанная при создании компании учетная политика применяется последовательно из года в год. В течение года в учетную политику для целей налогообложения можно вносить изменения и дополнения только в двух случаях:
- если появились новые операции или вы освоили новый вид деятельности;
- если в течение года внесены поправки в законодательство.
Других возможностей изменить в середине года ранее закрепленные методы учета нормами налогового права не предусмотрено.
Пересмотренные по собственному желанию правила можно применять только с нового года. И утвердить их до его начала — до 31 декабря.
Для целей бухгалтерского учета причины внесения изменений в учетную политику в течение года аналогичны. Их три:
- при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных или отраслевых стандартов бухучета;
- при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации;
- при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизации, изменении видов деятельности и тому подобного).
ПБУ 13/2000
Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» обусловлены приведением правил бухучета государственной помощи в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
После внесения поправок госпомощь можно признавать к учету в момент фактического получения денег.
Что касается капитальных затрат, понесенные за счет бюджета, то они теперь списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат.
Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесенных организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.
Изменились и правила раскрытия бюджетных средств в бухотчетности.
Раскрыты должны быть следующие показатели:
- остаток средств целевого финансирования в части предоставленных бюджетных средств;
- дебиторская задолженность по получению бюджетных средств;
- кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;
- доходы будущих периодов, на финансирование текущих расходов.
Единый госресурс
С 2020 года в России начнёт полноценно функционировать так называемый Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он предназначен для сбора годовой бухгалтерской отчётности предприятий и ИП, обязанных в силу закона вести бухучет и формировать соответствующую бухотчётность.
Данный ресурс выражает основную идею властей – с 2020 года перейти к принципу «одного окна». То есть представлению годовой бухотчетности вместе с аудиторским заключением о ней в единый информационный электронный центр, который курирует ФНС России.
Годовая бухгалтерская отчетность, попавшая в государственный информационный ресурс, уже не налоговая тайна.
Также см. «Что такое государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности».
ПБУ 16/02
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» было изменено, чтобы соответствовать стандарту МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».
Введено такое понятие как «долгосрочный актив для продажи». Это такой актив (ОС или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи.
Если решение о продаже принято или заключен договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.
Изменения внесены и в порядок раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухотчетности.
В части учета долгосрочных активов к продаже в пояснениях нужно описать сами долгосрочные активы к продаже, обстоятельства продажи или только намерения, финансовый результат от продажи актива и статью отражения этого результата в отчете о финансовых результатах, а также отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.