Истребование документов о контрагенте налогоплательщика («встречная» проверка)

Найти и обезвредить

На практике почти не встречаются случаи, чтобы контрольные мероприятия всех уровней контрагентов основного налогоплательщика проводились, дабы выявить нарушения при уплате налога на прибыль или ЕСН. Такой механизм, как проверки «по цепочке», применяется обычно при администрировании налога на добавленную стоимость. Об особенностях подобных мероприятий журналу «Расчет» рассказала Елена Харитонова, генеральный директор АКК «ЭКФИ» (ЗАО).

«Как только начинается камеральная или выездная проверка основного налогоплательщика, инспекторы проводят предварительную работу. Перво-наперво налоговики ранжируют поставщиков подконтрольной организации по следующим критериям:

  • по объему сделок;
  • наличию признаков неблагонадежности и их количеству.

Далее по этому ранжиру инспекторы выбирают наиболее крупных или подозрительных партнеров, у которых существует как минимум два признака неблагонадежности. Например, это может быть «прописка» по адресу массовой регистрации. Такие компании обычно и подпадают под встречную проверку. По всем обозначенным поставщикам одновременно рассылаются поручения об истребовании документов. А потом такая же работа последовательно ведется по каждому «кусту» партнеров.

Примечание. Сотрудничество напрямую с производителем сокращает риск налоговых претензий, но увеличивает налоговые нагрузки.

Как только выявляется несколько «отягчающих» обстоятельств (например, если налоговый орган не получил ответа от другого налогового органа на свой запрос; или если инспекторы получили сообщение о том, что контрагент, документы которого закрашивались, не может их по каким-то причинам представить; или же если стало известно, что проверяемый поставщик вовсе не отчитывается некоторое время в налоговых органах), в любом из этих случаев однозначно на спорные суммы уменьшается НДС, предъявленный проверяемым налогоплательщиком к возмещению из бюджета, независимо от того, какого уровня поставщик оказался неблагонадежным».

Чтобы друг не оказался вдруг…

Итак, что же можно посоветовать организациям, чтобы снизить риск отказа в возмещении НДС?

«Во-первых, проверять как минимум ближайший круг контрагентов, — советует г-жа Харитонова. — Главное, чтобы такая ревизия была должным образом подтверждена документально. Желательно разработать в компании внутренний регламент по работе с новыми партнерами. В нем должно быть утверждено, каким образом следует проводить проверку контрагента, например, какие документы в обязательном порядке у него истребовать при заключении договора. Организация непременно должна запастись свежей выпиской из ЕГРЮЛ потенциального партнера, а также копиями его уставных документов. Кроме того, если дело дойдет до налогового спора, то в арбитражном суде очень хорошим аргументом в пользу компании будет наличие копии специализированной лицензии на ведение деятельности контрагента. Как ни удивительно, благотворно на исход дела может повлиять наличие визитки руководителя компании-поставщика или менеджера, с которым вы вели переговоры. Кроме того, желательно, чтобы контрагент упоминался в СМИ, располагал собственным сайтом, возможно, распространял свои рекламные буклеты или листовки». Соблюдая такие рекомендации, компания сможет снизить риск доначисления НДС.

О.Сизова

В поисках истины

Напомним, что Налоговым кодексом фирмам дается право на урегулирование разногласий. Сами инспекторы очень рекомендуют компаниям им пользоваться. Налоговый орган должен провести данное мероприятие в течение десяти дней по истечении пятнадцатидневного срока, который предусмотрен для составления и вручения фирме акта проверки.

Чтобы правильно оценить те доводы и требования, которые будут высказаны налоговым органом в рамках рассмотрения материалов проверки, желательно присутствие не только руководителя компании, но и квалифицированных юристов. Ведь если предприятие сочтет необходимым, то результаты данного мероприятия позднее могут учитываться в рамках апелляционной и судебной процедур.

Если налоговики нашли некие нарушения в ходе проверки уплаты НДС, то в рамках ст. 101 НК они вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля. Следовательно, десятидневный срок рассмотрения может быть продлен еще на месяц. В течение этого времени инспекторы могут изучать те доводы, которые фирма предоставила, либо усиливать доказательственную базу, которая изложена в акте налоговой проверки.

Впрочем, несмотря на рекомендации налоговых органов, на протоколах разногласий зачастую отстоять свою позицию компаниям не удается, отмечает г-жа Харитонова. Пока четкая практика и статистика обжалования в вышестоящий орган не сформировалась, но, скорее всего, изменить исход проверки и на этом этапе фирме вряд ли удастся. Справедливости ради отметим, что в судах это вполне осуществимо. Арбитры в основном встают на сторону налогоплательщиков — в том случае, когда в акте проверки фигурирует тот факт, что поставщик «3-го или 4-го уровня глубины» оказался неблагонадежным и на этом основании организации отказали в возмещении НДС.

Срок для «встречки» — не помеха

Естественно, что встречные проверки не бессрочные. Они ограничены установленными законодательно сроками основного контрольного мероприятия — камеральной или выездной налоговой проверки. Поэтому если инспекторы хотят проверить всех контрагентов в цепочке, то им придется уложиться в данный временной интервал. И если срок основной проверки истек и у контролеров нет весомых оснований для того, чтобы ее продлить, то встречная проверка также завершается.

Фирмам не стоит особо уповать на то, что контролеры не найдут причину, чтобы довести до конца начатую «встречку». И все же, держа руку «на пульсе событий», с тем, чтобы не позволить инспекторам выйти за установленные ограничения, компаниям нужно внимательно контролировать сроки, которые предусмотрены порядком проведения камеральных и выездных проверок.

Итак, НДС подлежит возмещению в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса. При этом на камеральную проверку по НДС инспекторам отводится три месяца. Следовательно, за это время контролеры должны успеть проверить нужных контрагентов. Однако если подконтрольная организация сдаст уточненную декларацию по налогу, то камеральная проверка начнется заново, и у инспекторов вновь в распоряжении будет три месяца. В 2009 г. действует норма, согласно которой при выявлении контролерами нарушений в составе вычетов по НДС им придется принять решение об отказе в возмещении налога и в течение десяти дней после окончания проверки составить акт. После этого, согласно новой редакции абз. 1 п. 5 ст. 100 НК, инспекторы должны вручить компании акт не позднее чем через пять дней после даты его составления.

Если налоговики приняли решение возместить организации заявленные суммы НДС, то ей следует написать заявление в соответствии с нормами ст. 78 НК на возмещение налога или на зачет этих сумм в счет будущих налоговых платежей.

Инспекторы могут вынести решение, согласно которому только часть вычетов по НДС будет ими не подтверждена. В данном случае они принимают часть заявленной суммы налога к возмещению, а в отношении спорной доли, соответственно, дают отказ.

Выездная налоговая проверка проводится с учетом норм ст. 89 Налогового кодекса. Она должна продолжаться два месяца, но при этом может быть продлена на срок до четырех, а в исключительных случаях — и до шести месяцев. Кроме того, инспекторы вправе приостанавливать налоговую проверку. В период «простоя» налоговики не могут истребовать у подконтрольной фирмы какие-либо документы, а вот у контрагентов как раз вполне правомерно могут запросить необходимые сведения. Ведь основания, по которым может быть приостановлена проверка, закреплены закрытым перечнем ст. 89 Кодекса, и одним из пунктов там как раз значится «истребование документов у контрагентов проверяемого лица». При этом запрос от налогового органа к исследуемому поставщику должен поступить в течение пяти дней. В тот же срок проверяемый контрагент обязан предоставить необходимые сведения.

Стоит учесть, что сегодня инспекторы имеют широкие возможности истребовать документы у партнеров из иностранных государств. И в этом случае, пока ими не будут получены документы, проверка может быть приостановлена. Соответственно, в этот период они спокойно могут «обрабатывать» местных поставщиков проверяемого налогоплательщика.

Как видим, у контролеров обычно оказывается достаточно времени, чтобы проверить всех необходимых контрагентов в цепочке, и, если потребуется, то вплоть до самого производителя.

По минному полю

Благодаря сложившейся практике можно с достаточной степенью предсказать, в каких случаях налоговый орган захочет «проштудировать» всех контрагентов цепочки. Каждой организации вполне по силам проверить себя на предмет риска.

Так, «первый звоночек» для инспекторов, рассказывает Елена Харитонова, если компания подает налоговую декларацию на сумму, превышающую 5 млн руб. налога, к возмещению из бюджета. Данная фирма обязательно подпадет под камеральную проверку, и, скорее всего, — под встречную тоже

При этом особое внимание инспекторы будут уделять тем контрагентам, сделки с которыми у проверяемого налогоплательщика составляют больше 10 млн руб. Естественно, под встречную проверку в обязательном порядке подпадают партнеры, которые в специальной базе налогового органа отмечены как неблагонадежные

Правда, если последние выявлены в ближайшем окружении основного налогоплательщика, то на остальные уровни контрагентов проверка обычно не распространяется. Если же выявляются сделки, которые «потянули» больше чем на 10 млн руб., то предприятию, которое заявляет к возмещению НДС, следует сознавать, что по этой сделке инспекторы наверняка пойдут до конца в попытке найти в цепочке неблагонадежное звено.

Особенно часто такие проверки организуются при экспорте, и очень распространены при приобретении недвижимости. Это те два варианта, когда контролеры в большинстве случаев доходят до первого «производителя».

Примечание. Чужих не признаем

Если фирма столкнулась с контрольной работой инспекторов как контрагент проверяемых налогоплательщиков, то в этом случае руководствоваться нужно положениями ст. 93.1 НК РФ. Так, требование компания может получить только из той инспекции, в которой состоит на учете. Запросы от других ИФНС в рамках встречной проверки организация исполнять не обязана. К требованию должно быть приложено поручение инспекции, которая проводит проверку. Благодаря этому можно легко установить первопричины контрольного мероприятия. Компания не привлекается к ответственности, если запрошенных документов у нее попросту не может быть. Она должна объяснить инспекторам, что этих бумаг у нее находиться не должно, и тем самым избежать штрафа «за непредставление». Если подконтрольная организация не имеет возможности определить, какие конкретно документы инспекторы хотели бы лицезреть (например, если контролерами затребованы «все договоры»), то в этом случае штрафные санкции также неприменимы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.