Льготы по налогу на прибыль

Плательщики налога

Кто платит налоги

(, , )

  • Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
  • Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
  • Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора
  • Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения

Кто не платит налоги

(,
,
,
)

  • Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов.

Налогоплательщики

Прибыль для целей налогообложения

Статья налогового кодекса

Российские организации Доходы, уменьшенные на расходы
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство Доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства
Иные иностранные организации Доходы, полученные в РФ

Ханты-Мансийский автономный округ

В этом субъекте вычет возможен по расходам на основные средства третьей–седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.

Вычет могут применять организации, которые занимаются следующими видами деятельности:

  • растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
  • лесоводство и лесозаготовки;
  • рыболовство и рыбоводство;
  • обрабатывающие производства, кроме разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа;
  • забор, очистка и распределение воды;
  • сбор и обработка сточных вод;
  • сбор, обработка и утилизация отходов

Соответствующие нормы содержатся в статье 2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.09.2011 № 87-ОЗ.

Без льгот инвестор не пойдет

Власти Карелии отмечают, что без применения особого режима работа некоторых предприятий стала бы невозможной в силу больших затрат на производства в условиях Крайнего Севера. «В 2019 году заключено инвестиционное соглашение с филиалом АО «АЭМ — технологии» «Петрозаводскмаш». Это единственное предприятие Республики Карелия, осуществляющее производство ядерных реакторов и их составных частей. Возможность применения пониженной ставки налога на имущество организаций для головной организации (госкорпорации «Росатом») является ключевым фактором для сохранения в Республике Карелия — на территории, приравненной к районам Крайнего Севера и неконкурентной по затратам — мощностей по производству оборудования для АЭС», — привели пример в пресс-службе местного Минэкономразвития.

Там добавили, что ввод налоговых льгот также способствует повышению инвестиционной привлекательности региона. В том числе за счет таких механизмов Карелии удалось в 2019 году подняться на девять позиций — до 47 места в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив (АСИ).

С тем, что без льгот в ряд регионов инвестор просто не придет, согласен и бизнес. По мнению генерального директора АО «Оренбургские минералы» Андрея Гольма, инвесторы наверняка откажутся от реализации проектов в Оренбургской области, если отменить налоговые льготы. «Заставить прийти сюда инвесторов очень сложно, у меня есть опыт, я убеждал акционеров начинать те или иные проекты только тем, что есть льготы. Если льготы не давать, инвесторы точно не придут. Все регионы борются за инвесторов, а кроме как за счет налоговых льгот никак не победить», — считает он.

Спикер думы Астраханской области Игорь Мартынов высказал ТАСС мнение, что если региональный бюджет недополучает средств по причине предоставления льгот, то предприниматели, которые их получают, должны позаботиться о социальной составляющей. «Создавать рабочие места, развивать производственную базу. Мы ведем такую работу, продолжаем работу по выявлению неэффективных налоговых льгот по региональным и местным налогам», — уточнил он.

Кроме того, необходимо предусмотреть компенсацию в полном объеме бюджетам субъектов и местным бюджетам недополученных доходов. Речь идет о тех случаях, когда в связи с изменением федерального законодательства устанавливаются льготы по налогам, доходы от которых полностью или частично зачисляются в бюджеты субъектов России или местные бюджеты».

Инвестиционный вычет по основным средствам – плюсы и минусы

Положительная сторона ИВП понятна – это прямая экономия на налогах. Сумма затрат, которая при других условиях была бы списана постепенно, через амортизацию, в данном случае сразу уменьшает налоговые платежи.

Однако, пользуясь ИВП, не следует забывать и о его отрицательных сторонах:

  1. По объектам, используемым для ИВП, нельзя применять амортизацию (подп. 9 п. 2 ст. 256 НК РФ).
  2. Также нельзя пользоваться амортизационной премией (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).
  3. Крупные сделки компании (на сумму свыше 60 млн руб.) могут быть признаны контролируемыми (подп. 9 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
  4. Налоговики могут запросить пояснения по декларации у компании, заявившей ИВП (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).
  5. Вычет нельзя применить при убыточной деятельности.
  6. Если ОС, по которому применялся ИВП, было продано, то его остаточную стоимость нельзя включить в расходы (п. 1 ст. 268 НК РФ).
  7. При продаже объекта ОС до истечения срока полезного использования, «льготную» сумму налога на прибыль нужно восстановить и уплатить в бюджет с учетом пени (п. 12 ст. 286.1 НК РФ)

Инвестиционная льгота по налогу на прибыль

В апреле Д.

Медведев выступил с предложением ввести «инвестиционную льготу» по налогу на прибыль в виде снижения ставки налога до 5% для компаний, несущих расходы «на реконструкцию, на модернизацию производства, на оснащение его высокотехнологичным оборудованием».

В целом, такое предложение выглядит достаточно привлекательным для компаний, осуществляющих расходы инвестиционного характера, особенно в существующих условиях, когда основная часть инвестиций в основной капитал (51,8% в 2016 г.

) финансируется из собственных средств компаний, а налоговые стимулы носят исключительно точечный характер. Вместе с тем, можно предположить, что новая инвестиционная льгота будет предоставлена с ограничениями на объем инвестиций, их назначение и т.д., что может резко сузить ее применимость на практике.

Действующие «точечные» стимулы по налогу на прибыль для инвесторов

В последние годы налоговое законодательство было дополнено несколькими стимулами для инвестиций, предусматривающими снижение ставки налога на прибыль (вплоть до 0%) на определенный период времени для инвесторов, реализующих проекты либо на определенной территории (ОЭЗ, ТОР, Свободный порт Владивосток – СПВ), либо в рамках специально заключенных соглашений (Региональные инвестиционные проекты – РИП, Специальные инвестиционные контракты – СПИК). Все эти механизмы предусматривают регистрацию инвестора в качестве участника инвестиционного проекта (или резидента соответствующей территории), а также требуют выполнения иных условий, таких как осуществление инвестиций не менее установленного объема в течение нескольких лет (см. таблицу).

В результате, число организаций, обращающихся за получением таких стимулов по налогу на прибыль, остается минимальным. По данным ФНС, в I-III кварталах 2016 г. за предоставлением льготы по налогу на прибыль для участников РИП обратились 6 организаций, для участников ТОР – 47 организаций.

Например, Минфин оценивает недопоступление налога на прибыль в связи с применением льготы резидентами СПВ на уровне 1,6 млрд. руб. – при том, что суммарные поступления данного налога в 2016 г. составили 2,77 трлн. руб.

Возможные ограничения на применение предлагаемой льготы

Судя по заявлению Д. Медведева, предлагаемая льгота по налогу на прибыль должна носить «сплошной» характер, т.е. применяться к широкому кругу инвесторов. По сути, это указывает на подход к предоставлению льгот, коренным образом отличающийся от принятого в последние годы, и имеющий сходство с существовавшим до 2002 г.

инвестиционным вычетом по налогу на прибыль. Этот вычет позволял компаниям-инвесторам уменьшать налоговую базу на сумму осуществляемых инвестиций в основной капитал вплоть до 50% налоговой базы. По сути, этот вычет был аналогичен двукратному снижению ставки налога на прибыль.

Вместе с тем, размер вычета зависел от масштаба инвестиций, т.е. не был одинаковым для всех компаний.

Стоит отметить, что текущее предложение (снижение ставки налога для инвесторов с 20% до 5%) потенциально могло бы оказаться даже более масштабным, чем 50%-ный инвестиционный вычет. Однако в текущей ситуации, характеризующейся бюджетным дефицитом и попытками его ограничения, принятие решений о масштабном сокращении налоговой нагрузки представляется маловероятным.

В связи с этим можно предположить, что на применение льготы, предложенной Д. Медведевым, будет наложен ряд ограничений.

Такими ограничениями могут быть, например, минимальный объем инвестиций, совершаемый в течение какого-либо периода времени (по аналогии с региональными инвестиционными проектами или специальными инвестконтрактами, где участники для получения льготы должны вложить требуемый объем средств в течение определенного срока).

На высокую вероятность установления таких ограничений указывает также и другое заявление Д. Медведева о том, что новую льготу предполагается профинансировать за счет федерального бюджета, в который сейчас направляется малая часть поступлений этого налога (в 2017 г. из поступлений по ставке 20% в федеральный бюджет направляется 3%, а в региональные бюджеты – 17%).

Тем самым потенциальный объем льготы может быть ограничен на уровне около 400 млрд. руб.

Кроме того, критически важным для практического применения этой льготы будут сроки разработки и качество необходимых нормативных актов, определяющих порядок ее применения, порядок подтверждения расходов в рамках этой льготы, порядок действий налоговых органов для вынесения решения о ее предоставлении и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.