Плательщики налога
Кто платит налоги
(, , )
- Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
- Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
- Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора
- Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
Кто не платит налоги
(,
,
,
)
- Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес
- Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»
Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.
Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов.
Налогоплательщики |
Прибыль для целей налогообложения |
Статья налогового кодекса |
---|---|---|
Российские организации | Доходы, уменьшенные на расходы | |
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство | Доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства | |
Иные иностранные организации | Доходы, полученные в РФ |
Ханты-Мансийский автономный округ
В этом субъекте вычет возможен по расходам на основные средства третьей–седьмой амортизационных групп. Вычет включает расходы из абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 257 НК, кроме расходов на ликвидацию.
Вычет могут применять организации, которые занимаются следующими видами деятельности:
- растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
- лесоводство и лесозаготовки;
- рыболовство и рыбоводство;
- обрабатывающие производства, кроме разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа;
- забор, очистка и распределение воды;
- сбор и обработка сточных вод;
- сбор, обработка и утилизация отходов
Соответствующие нормы содержатся в статье 2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.09.2011 № 87-ОЗ.
Без льгот инвестор не пойдет
Власти Карелии отмечают, что без применения особого режима работа некоторых предприятий стала бы невозможной в силу больших затрат на производства в условиях Крайнего Севера. «В 2019 году заключено инвестиционное соглашение с филиалом АО «АЭМ — технологии» «Петрозаводскмаш». Это единственное предприятие Республики Карелия, осуществляющее производство ядерных реакторов и их составных частей. Возможность применения пониженной ставки налога на имущество организаций для головной организации (госкорпорации «Росатом») является ключевым фактором для сохранения в Республике Карелия — на территории, приравненной к районам Крайнего Севера и неконкурентной по затратам — мощностей по производству оборудования для АЭС», — привели пример в пресс-службе местного Минэкономразвития.
Там добавили, что ввод налоговых льгот также способствует повышению инвестиционной привлекательности региона. В том числе за счет таких механизмов Карелии удалось в 2019 году подняться на девять позиций — до 47 места в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив (АСИ).
С тем, что без льгот в ряд регионов инвестор просто не придет, согласен и бизнес. По мнению генерального директора АО «Оренбургские минералы» Андрея Гольма, инвесторы наверняка откажутся от реализации проектов в Оренбургской области, если отменить налоговые льготы. «Заставить прийти сюда инвесторов очень сложно, у меня есть опыт, я убеждал акционеров начинать те или иные проекты только тем, что есть льготы. Если льготы не давать, инвесторы точно не придут. Все регионы борются за инвесторов, а кроме как за счет налоговых льгот никак не победить», — считает он.
Спикер думы Астраханской области Игорь Мартынов высказал ТАСС мнение, что если региональный бюджет недополучает средств по причине предоставления льгот, то предприниматели, которые их получают, должны позаботиться о социальной составляющей. «Создавать рабочие места, развивать производственную базу. Мы ведем такую работу, продолжаем работу по выявлению неэффективных налоговых льгот по региональным и местным налогам», — уточнил он.
Кроме того, необходимо предусмотреть компенсацию в полном объеме бюджетам субъектов и местным бюджетам недополученных доходов. Речь идет о тех случаях, когда в связи с изменением федерального законодательства устанавливаются льготы по налогам, доходы от которых полностью или частично зачисляются в бюджеты субъектов России или местные бюджеты».
Инвестиционный вычет по основным средствам – плюсы и минусы
Положительная сторона ИВП понятна – это прямая экономия на налогах. Сумма затрат, которая при других условиях была бы списана постепенно, через амортизацию, в данном случае сразу уменьшает налоговые платежи.
Однако, пользуясь ИВП, не следует забывать и о его отрицательных сторонах:
- По объектам, используемым для ИВП, нельзя применять амортизацию (подп. 9 п. 2 ст. 256 НК РФ).
- Также нельзя пользоваться амортизационной премией (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).
- Крупные сделки компании (на сумму свыше 60 млн руб.) могут быть признаны контролируемыми (подп. 9 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
- Налоговики могут запросить пояснения по декларации у компании, заявившей ИВП (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).
- Вычет нельзя применить при убыточной деятельности.
- Если ОС, по которому применялся ИВП, было продано, то его остаточную стоимость нельзя включить в расходы (п. 1 ст. 268 НК РФ).
- При продаже объекта ОС до истечения срока полезного использования, «льготную» сумму налога на прибыль нужно восстановить и уплатить в бюджет с учетом пени (п. 12 ст. 286.1 НК РФ)
Инвестиционная льгота по налогу на прибыль
В апреле Д.
Медведев выступил с предложением ввести «инвестиционную льготу» по налогу на прибыль в виде снижения ставки налога до 5% для компаний, несущих расходы «на реконструкцию, на модернизацию производства, на оснащение его высокотехнологичным оборудованием».
В целом, такое предложение выглядит достаточно привлекательным для компаний, осуществляющих расходы инвестиционного характера, особенно в существующих условиях, когда основная часть инвестиций в основной капитал (51,8% в 2016 г.
) финансируется из собственных средств компаний, а налоговые стимулы носят исключительно точечный характер. Вместе с тем, можно предположить, что новая инвестиционная льгота будет предоставлена с ограничениями на объем инвестиций, их назначение и т.д., что может резко сузить ее применимость на практике.
Действующие «точечные» стимулы по налогу на прибыль для инвесторов
В последние годы налоговое законодательство было дополнено несколькими стимулами для инвестиций, предусматривающими снижение ставки налога на прибыль (вплоть до 0%) на определенный период времени для инвесторов, реализующих проекты либо на определенной территории (ОЭЗ, ТОР, Свободный порт Владивосток – СПВ), либо в рамках специально заключенных соглашений (Региональные инвестиционные проекты – РИП, Специальные инвестиционные контракты – СПИК). Все эти механизмы предусматривают регистрацию инвестора в качестве участника инвестиционного проекта (или резидента соответствующей территории), а также требуют выполнения иных условий, таких как осуществление инвестиций не менее установленного объема в течение нескольких лет (см. таблицу).
В результате, число организаций, обращающихся за получением таких стимулов по налогу на прибыль, остается минимальным. По данным ФНС, в I-III кварталах 2016 г. за предоставлением льготы по налогу на прибыль для участников РИП обратились 6 организаций, для участников ТОР – 47 организаций.
Например, Минфин оценивает недопоступление налога на прибыль в связи с применением льготы резидентами СПВ на уровне 1,6 млрд. руб. – при том, что суммарные поступления данного налога в 2016 г. составили 2,77 трлн. руб.
Возможные ограничения на применение предлагаемой льготы
Судя по заявлению Д. Медведева, предлагаемая льгота по налогу на прибыль должна носить «сплошной» характер, т.е. применяться к широкому кругу инвесторов. По сути, это указывает на подход к предоставлению льгот, коренным образом отличающийся от принятого в последние годы, и имеющий сходство с существовавшим до 2002 г.
инвестиционным вычетом по налогу на прибыль. Этот вычет позволял компаниям-инвесторам уменьшать налоговую базу на сумму осуществляемых инвестиций в основной капитал вплоть до 50% налоговой базы. По сути, этот вычет был аналогичен двукратному снижению ставки налога на прибыль.
Вместе с тем, размер вычета зависел от масштаба инвестиций, т.е. не был одинаковым для всех компаний.
Стоит отметить, что текущее предложение (снижение ставки налога для инвесторов с 20% до 5%) потенциально могло бы оказаться даже более масштабным, чем 50%-ный инвестиционный вычет. Однако в текущей ситуации, характеризующейся бюджетным дефицитом и попытками его ограничения, принятие решений о масштабном сокращении налоговой нагрузки представляется маловероятным.
В связи с этим можно предположить, что на применение льготы, предложенной Д. Медведевым, будет наложен ряд ограничений.
Такими ограничениями могут быть, например, минимальный объем инвестиций, совершаемый в течение какого-либо периода времени (по аналогии с региональными инвестиционными проектами или специальными инвестконтрактами, где участники для получения льготы должны вложить требуемый объем средств в течение определенного срока).
На высокую вероятность установления таких ограничений указывает также и другое заявление Д. Медведева о том, что новую льготу предполагается профинансировать за счет федерального бюджета, в который сейчас направляется малая часть поступлений этого налога (в 2017 г. из поступлений по ставке 20% в федеральный бюджет направляется 3%, а в региональные бюджеты – 17%).
Тем самым потенциальный объем льготы может быть ограничен на уровне около 400 млрд. руб.
Кроме того, критически важным для практического применения этой льготы будут сроки разработки и качество необходимых нормативных актов, определяющих порядок ее применения, порядок подтверждения расходов в рамках этой льготы, порядок действий налоговых органов для вынесения решения о ее предоставлении и т.д.