12.1.3. Учет прочих доходов и расходов.
Учет доходов и расходов, которые не относятся к основному виду деятельности, осуществляется на операционном счете 91 «Прочие доходы и расходы». По кредиту этого счета в течение отчетного периода находят отражение:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
• прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества, – в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;
• поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и другие виды интеллектуальной собственности, – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
• поступления, связанные с безвозмездным получением активов, – в корреспонденции со счетами учета доходов будущих периодов;
• прибыль, прошлых лет, выявленная в отчетном году, – в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам – в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, – в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности;
• курсовые разницы – в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений и др.;
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению, – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
• прочие доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности.
По дебету счета 91 учитывают расходы организации, не связанные с обычной ее производственной деятельностью, в корреспонденции со счетами учета затрат или других соответствующих активов. Также в дебет счета 91 с кредита различных счетов списывают расходы, связанные с благотворительной деятельностью, осуществлением мероприятий культурно-просветительского характера, спорта, отдыха, развлечений и иных аналогичных мероприятий.
К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты субсчета:
91-1 «Прочие доходы»;
91-2 «Прочие расходы;
91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами (за исключением чрезвычайных). На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы (за исключением чрезвычайных). Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно (ежеквартально) сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц (квартал).
Сальдированный результат счета 91 в виде прибыли или убытка ежемесячно (заключительными оборотами) списывается, как и сальдо счета 90, на итоговый накопительный счет финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки». Если сумма доходов превысила сумму расходов, то организация получила прибыль. Эта сумма отражается заключительными оборотами месяца по дебету субсчета 91-9 и кредиту счета 99 (табл. 12.2). Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.
Оформление прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете
Документальное оформление прочих доходов и расходов осуществляется на общих основаниях для типовых хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Базовым документом в общем случае выступает договор. В частности, при продаже активов (не по основному виду хозяйственной деятельности) предприятие оформляет продажу актива соответствующим договором купли-продажи, в котором отражается факт произошедшего события в хозяйственной деятельности, либо иной аналогичный документ, удостоверяющий право организации на получение дохода по операции, документ, удостоверяющий переход права собственности на соответствующий актив и прочие необходимые документы. Списание дебиторской и кредиторской задолженности в коммерческой организации производится на основе определенных положений соответствующих договоров и приказов руководителя. Пени, штрафы подтверждаются соответствующим договором и актом о его нарушении, таким образом, удостоверяя факт нарушения определенных условий договора. Расходы, возникающие у предприятия вследствие оплаты банковских услуг, нотариальных услуг, а также почтовых расходов, учитываются на основе соответствующих первичных документов.
Рассмотрим на базе нашего примера следующие аспекты.
В силу специфики экономической деятельности АО «ТЦ» основная часть прочих доходов возникает в результате осуществления деятельности, не относимой к основной хозяйственной деятельности (сбор за уборку), продажи активов и поступлений штрафов и пени по договорам аренды. Основная часть прочих расходов АО «ТЦ» формируется вследствие оплаты банковских услуг, услуг нотариуса.
Учет прочих доходов, возникающих вследствие продажи активов, осуществляется в соответствии с действующим порядком. Договор купли-продажи составляется в согласованной сторонами произвольной форме, в нем фиксируются в обязательном порядке три аспекта: точное наименование реализуемого актива (и количество объектов, если это предусмотрено в рамках договора), стоимость актива и общая стоимость договора, срок исполнения обязательств и порядок расчетов между сторонами. Факт передачи права собственности оформляется актом приемки-передачи. Цена и общая сумма по договору (включая расходы на демонтаж и транспортировку) определяется по взаимной договоренности между продавцом и покупателем.